Андрей Черногоров: Бизнес ошибочно считает себя более эффективным собственником, чем государство

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Андрей Черногоров: Вопрос эффективности закупок в целом – очень сложная тема, поскольку не существует адекватных инструментов оценки, например, каких-либо целевых показателей успешности той или иной закупки.

Если говорить об основных проблемах корпоративного сектора, то здесь можно выделить два момента. Во-первых, на рынке присутствует явный недостаток информации о размещаемом заказе. Так, в большинстве случаев отсутствуют начальные цены, что препятствует увеличению конкуренции за счет участия большого количества поставщиков в тендере.

Во-вторых, сейчас полностью отсутствуют регламенты проведения закупочных процедур для частных компаний. На практике около 90% закупок осуществляется у одного поставщика. Некоторые компании используют конкурсы и аукционы, однако таких на рынке меньшинство. В остальных случаях так называемые «электронные закупки» зачастую проводятся в форме запроса предложений. Такая форма не имеет никакой юридической силы, а также не предоставляет возможности отследить конечного поставщика и определить критерии его отбора. По сути, это прямые закупки.

Ситуация с госкомпаниями, подпадающими под 223-ФЗ, на порядок лучше. ФАС и Минэко постепенно внедряют для них практики государственных закупок, которые на сегодняшний день в части организации тендеров представляют собой best practice.

CNews: Как вы оцениваете долю электронных закупок в общем числе закупок корпоративных заказчиков?

Андрей Черногоров: Говоря о доле электронных закупок, необходимо помнить о том, что данное понятие не содержится в действующем законодательстве. Это приводит к тому, что некоторые компании считают электронными те закупки, которые совершены путем обмена сообщений с поставщиком по электронной почте. ФАС и Минэко при участии комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем планируют внести ясность в этот вопрос и законодательно закрепить понятие «электронная закупка».

Если брать заказы, размещаемые через SRM, ЭТП и собственные торговые площадки, то их доля, по самым обнадеживающим подсчетам ЭТП Газпромбанка, немногим больше 20%. Потенциальный спрос на использование электронных закупочных процедур в России не превышает 3%, тогда как в развитых странах мира он колеблется в районе 30%. Однако в абсолютном выражении объемы корпоративного электронного заказа уже сейчас сопоставимы с объемами госзаказа.

22 трлн руб. составил общий объем закупок компаний в электронной и бумажной форме в 2013 г.

В том числе:

Нефтегазовый сектор – 7,4 трлн руб. Металлургия – 3,8 трлн руб. Строительство – 3,5 трлн руб. Энергетика – 3,3 трлн руб. Машиностроение – 1,4 трлн руб. Другие – 2,6 трлн руб.

4,8 трлн руб. составил объем корпоративного электронного заказа в 2013 г.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg