Риск блокировки зарубежного ПО
В справочных материалах Минобрнауки к заседанию правкомиссии, с которыми ознакомился CNews, отмечается, что при внедрении электронного обучения каждая образовательная организация решает схожий круг задач по построению электронной информационно-образовательной среды и чаще всего это «реализуется в виде дорогостоящей разработки собственными силами организации или с привлечением подрядчика».
«Проекты в большинстве своем являются закрытыми, опыт организации редко передается другим организациям для сокращения затрат. Это приводит к неэффективности применения новейших образовательных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных и внебюджетных средств», - отмечается в докладе министерства.
Значительные бюджетные средства зачастую расходуются на закупку зарубежного программного обеспечения, которое является дорогостоящим и требует постоянного обновления и дополнения, отмечают в Минобрнауки.
В условиях возможных экономических санкций в отношении российского госсектора, лицензии на использование иностранного программного обеспечения и вовсе «могут быть в любой момент аннулированы, а само программное обеспечение заблокировано со стороны зарубежных компаний», считают в министерстве.
Перечисленные обстоятельства, по мнению чиновников, «создают дополнительные риски и одновременно требуют создания и развития собственного, российского программного обеспечения и технологических платформ массового открытого онлайн образования».
«Для интенсификации развития отечественного ПО необходимо обеспечение открытости проектов, реализации эффективных моделей взаимодействия между образовательными организациями и производителями программного обеспечения, а также совместной реализации проектов образовательными организациями», - говорится в материалах Минобрнауки.
Пример отключения
Одним из наиболее заметных примеров использования иностранного ПО для организации электронного обучения в России является Дальневосточный федеральный университет. С 2011 г. в ДВФУ реализуется проект «Электронное обучение», в рамках которого внедряется популярная американская система BlackBoard.
Широкий функционал этой системы позволяет настраивать ее под любую модель образовательного процесса, считают в ДВФУ. Но, в отличие от, например, свободной системы Moodle, код BlackBoard закрыт, а за ее использование необходимо осуществлять регулярные лицензионные платежи.
Когда ДВФУ не смог вовремя оплатить лицензии, система BlackBoard просто перестала работать, рассказал CNews источник на рынке электронного обучения (в подтверждение своих слов он привел ссылку на сообщение ДВФУ, в котором говорилось, что «в связи с оформлением лицензионного соглашения сервис Blackboard временно не работает»).
«У меня нет точных данных, почему это произошло, - говорит собеседник CNews. – Возможно, забыли оплатить или забыли внести в бюджет, либо решили, что оно и так будет работать. Это не так важно – важно, что есть внешний регулятор».
Впрочем, по мнению основателя и гендиректора платформы онлайн-обучения Uniweb Александра Оганова, уровень активности российских вузов с иностранными поставщиками крайне невелик. «У российских вузов нет потребности в зарубежных решениях в силу отсутствия их локализации в расчете на российского потребителя», - считает он.
Пример интенсивного развития
Компания Uniweb была создана в 2010 г. Согласно информации с ее официального сайта, платформа совместно с ведущими вузами (МГИМО, факультет финансов и банковского дела РАНХиГС, Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова и др.) разрабатывает образовательные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования на русском языке.
В общественный совет Uniweb входят Тамара Румянцева, гендиректор благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело», Георгий Оганов (отец Александра Оганова), член наблюдательного совета принадлежащей Дерипаске группы «Базовый элемент», Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт» (на 29,3% принадлежит «Базовому элементу»), а также американский инвестор Эстер Дайсон.
По данным системы «Контур.Фокус», использующей информацию Росстата, выручка ООО «Унивеб» в 2013 г. составила i1,5 млн, а за первые годы своей деятельности компания денег не зарабатывала вообще. Зато в июне-июле 2014 г. Uniweb сумела выиграть сразу пять тендеров Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина на общую сумму i345 млн.
Институту потребовалось до конца 2014 г. создать информационно-образовательной платформу «Образование на русском», электронные обучающие системы и электронные курсы, а также подсистему управления учебным процессом, контроля знаний и доставки цифрового учебного контента.
Тендеры привлекли ряд известных ИТ-компаний и вузов, среди которых «Ланит» (с решением на основе платформы «Гиперметод»), «Прогноз», РУДН, Казанский федеральный университет. Победа Uniweb стала полной неожиданностью для них.
«Эта компания является стартапом, не имеет реального проектного опыта касательно подобных контрактов и не обладает достаточным кадровым потенциалом для выполнения подобного объема работ в столь короткие сроки», - говорит источник, близкий к одному из участников тендера.
В то же время, поставщики, предложившие свои услуги по более низким ценам и обладающие отличной деловой репутацией и многолетним опытом работ, получили слабомотивированный отказ, добавляет он.
По мнению собеседника CNews, эта ситуация является примером того, как государственные преференции могут в худшую сторону менять рынок.
Впрочем, в выводах приемной комиссии по одному из тендеров говорилось, что преимуществом заявки Uniweb являлось «наличие прототипа/дизайн макета интерфейса практически к каждой из требуемых в конкурсной документации функций», современная платформа (Ruby on Rails), а также инструменты, разработанные на основе свободных лицензий, не накладывающие дополнительных требований к серверной инфраструктуре решения.
Тогда как, например, в заявке «Ланита» отсутствовал функционал, соответствующий требованиям техзадания, а предложенное решение являлось проприетарным и принадлежало другой организации («Гиперметод»). У «Прогноза», в свою очередь, не было детализировано описание функциональности части подсистем, модулей и разделов портала.
По словам Александра Оганова, набравшись опыта и заручившись социальной и государственной поддержкой, Uniweb планирует и дальше участвовать в аналогичных конкурсах.
Елена Масолова, основатель сервиса Eduson, считает, что государство не должно вмешиваться в развитие рынка электронного обучения: «Если российские LMS (Learning Management System, системы управления образованием, - прим. CNews) хуже западных (это не так, но все же), значит, они должны проиграть в конкурентной борьбе и иметь стимулы развиваться. Постановка искусственных барьеров приведет к обратному эффекту - наши LMS станут хуже, потому что им станет незачем развиваться».
Конкретные способы поддержки отечественных производителей должны будут разработать Минобрнауки и Минкомсвязь. Соответствующее поручение по итогам заседания правкомиссии должен дать Дмитрий Медведев, следует из проекта протокола, имеющегося в распоряжении CNews.