Предполагается, что социальные сети, интернет-порталы, сайты банков и других коммерческих компаний, а также порталы региональных органов власти и муниципалитетов смогут получить т.н. «госфраншизу» и размещать виджеты федеральных электронных услуг в собственных интерфейсах (в т.ч. в мобильных приложениях).
«Ключевая задача данного сервиса – упрощение доступа граждан к получению госуслуг за счет увеличения числа каналов к ним доступа, а также предоставления госуслуг гражданам на привычных и часто посещаемых ими сайтах», - говорится в документах Минкомсвязи к заседанию консультационного совета.
Сейчас федеральные госуслуги в электронном виде предоставляются на Едином портале госуслуг и на некоторых ведомственных порталах. При этом граждане, не понимая разницу между федеральными и региональными услугами, могут искать услуги федеральных ведомств на региональных порталах.
«Услуги подаются по принципу организации страны, а не интересов граждан. На привычных к посещению сайтах не предлагаются в полной мере востребованные госуслуги», - отмечается в документах Минкомсвязи.
Концепция «Открытой платформы» предполагает создание универсальной библиотеки услуг, которые в форме виджетов внутри своих сервисов смогут размещать коммерческие компании, региональные и муниципальные органы власти (по технологии iFrame с применением требований по безопасности Same origin policy).
Аутентификация пользователей при этом будет выполняться средствами портала госуслуг (через Единую систему идентификации и аутентификации) путем вывода pop-up окна на сайте доверенного партнера.
В библиотеку планируется включить услуги по проверке судебных исков, штрафов, налоговых задолженностей, записи в детсады, на прием к врачу или в ведомство, госрегистрации прав на имущество, оформления и замены паспортов, водительских удостоверений и др.
Просмотреть презентацию полностью
В Минкомсвязи надеются на интерес к открытой платформе госуслуг со стороны «Яндекса», Mail.ru, «Вконтакте», финансовых и других коммерческих компаний. Примеры использования виджетов, по мнению министерства, могут быть следующими:
«Привычно зайдя в личный кабинет своего банка, человек сможет, помимо прочего, узнать состояние своих долгов по штрафам ГИБДД и оплатить их сразу со своего счета в банке.
Бронируя перед отпуском билеты и отель в соответствующем мобильном приложении, человек сможет проверить, не превышает ли сумма штрафов ту величину, после которой его могут не выпустить на таможне.
Разыскивая на региональном портале госуслуг Хабаровска информацию о муниципальных льготах для многодетных семей, человек сможет увидеть предложение проверить состояние полагающегося ему материнского капитала, узнать, сколько еще осталось средств и принять решение об их использовании.
Подбирая автомобиль на сайте официального дилера, человек сможет заодно проверить, а не просрочены ли его права, и при желании оформить заявку на их замену через оказавшийся под рукой сервис госуслуг».
Сторонние компании смогут получить доступ к предоставлению госуслуг при выполнении ряда правил, в частности, должны будут гарантировать безопасность персональных данных.
В сентябре 2014 г., выступая на конференции CNews "ИКТ в госсекторе", замминистра связи Алексей Козырев говорил о том, что Минкомсвязи рассматривает варианты оказания госуслуг через сторонние порталы ("существует целый ряд сервисов, которые безопасно и удобно можно реализовать на внешних информационных системах"), но выражал уверенность, что таковых будет не большинство из существующих госуслуг.
Детальную модель сервиса и его технологическую базу в Минкомсвязи планируют разработать в 1 квартале 2015 г., затем предполагается внедрить необходимую нормативную базу и провести пилот. Тиражирование намечено на 3 квартал 2015 г.
В «Яндексе» отказались комментировать инициативу Минкомсвязи, т.к. в компанию «никто из Минсвязи не обращался и о конкретных реализациях и условиях пока ничего не известно». Представитель "Вконтакте" не ответил на вопросы CNews.