Судя по стенограмме заседания, на нем рассматривались, главным образом, итоги реализации первого этапа стратегии, который завершился в 2013 г. Вероятно, поэтому перспективы инновационного развития России в новых экономических и геополитических условиях страны выступающими затронуты не было.
Аркадий Дворкович, секретарь Cомиссии по модернизации, расценил итоги инновационного развития России с 2011 г. до нынешнего времени в основном критически: из 45 целевых индикаторов, упомянутых в Стратегии, около трети не достигнуты, кроме того, по нескольким индикаторам нет достоверных данных, заявил он.
По словам Дворковича, доля промышленных организаций, осуществляющих модернизацию любого плана (технологического, организационного или маркетингового) составляет 11% при целевом показателе 24%.
Таким образом, отмечает Дворкович, несмотря на создание в стране инфраструктуры для инновационного развития, формирование территориальных кластеров и оказание финансовой поддержки, существенно увеличить активность бизнеса в инновационной сфере пока не удалось. Как заявил вице-премьер, пока результаты инновационной деятельности государства выражаются в появлении «тысяч стартапов, но не промышленных предприятий».
Поясняя, почему в России не произошло повсеместного увеличения инновационной активности компаний, Дворкович назвал ряд причин, в числе которых - «неблагоприятствующая общая ситуация в стране», финансовые условия (в том числе уровень процентных ставок), «значительная неопределенность на рынках». Однако, на скромные результаты инновационных программ повлияла и недостаточная скорость реализации мер, которые само себе запланировало Правительство.
Дворкович отметил отсутствие прогресса в изобретательской активности, который выражается в числе патентных заявок, поданных в России, и договоров о торговле лицензиями.
Аркадий Дворкович раскритиковал инновационное развитие России
Стоит заметить, что в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015 г. и на период 2016-2017 г.г. ожидается увеличение изобретений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Количество патентов, выданных в ИКТ, возрастет в 2017 г. на 13 % по сравнению с 2013 г. и составит 4516 единиц. Их доля в общем количестве выданных патентов увеличится до 10,6% против 9% в 2013 г. Количество свидетельств, выданных на программы ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем составит в 2017 г. 13025 единиц (94,6% к уровню 2013 г.).
Наконец, третий индикатор, на котором заострил внимание Дворкович - уровень внутренних затрат на исследования и разработки в процентах от валового внутреннего продукта - остался на уровне «чуть более 1% ВВП», в то время как Правительство рассчитывало на существенный прогресс в этой сфере.
Просмотреть презентацию полностью
В этом нельзя винить бюджетную ситуацию, говорит Дворкович, поскольку при почти полном исполнении бюджета на поддержку инноваций, «бизнес фактически не увеличил финансирование инновационных проектов, НИОКР и внедрение инновационных технологий».
По словам Дворковича большая часть компаний занималась обычной модернизацией производства без увеличения затрат на реализацию научно-технических проектов, исследований и разработок.
Стратегия инновационного развития до 2020 г. была представлена Минэкономразвития в конце 2011 г. Ее целью разработчики заявили переход экономики России к 2020 г. на инновационный путь развития, при котором доля страны на глобальных рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) должна достичь 5-10% (в 5 - 7 и более секторах), а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - возрасти до 40-50%.
Главными направлениями инновационного развития документ называл производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомную и водородную энергетику, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии.
По плану, изложенному в стратегии, переход России на инновационный путь развития должен проходить в два этапа: «повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям», рассчитанный на 2011-2013 гг., и повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат НИОКР (2014-2020 гг.).
Во время первого этапа должны быть сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, с существенным участием в этих процессах Роснано, Внешэкономбанка и фонда «Сколково».
Первый этап реализации стратегии не предусматривал роста расходов на фундаментальную науку и образование. Повышение их эффективности должно быть достигнуто за счет перераспределения финансирования с неэффективных направлений на перспективные и полномасштабной интеграции национальной науки в глобальное научное сообщество.
В числе успешных территориальных проектов Дворкович назвал «Сколково» и «другие московские инновационные центры, в том числе и на территории Новой Москвы», Татарстан с его «Иннополисом» и томский инновационный кластер. Опыт Москвы и опыт Татарстана нужно распространять на большее число регионов, подчеркнул Дворкович. Интересно, что казанский «Иннополис» был отмечен и в выступлении Дмитрия Медведева, который выделил его как успешный крупный инфраструктурный проект, поддержка которого будет продолжена.