Ева яблоко сорвала -
Затуманился райский дол.
Бог ракеты «небо — земля»
На искомый квадрат навел.
Бог на красные кнопки жмёт -
Пламя райские рощи жнёт.
Бог на пульте включил реле -
Больше рая нет на земле.
Убегает с Евой Адам -
Дым и пепел по их следам.
Ну а жизнь на грешной земле так:
У Адама с Евой — семья,
Подрастающие сыновья.
Скот мычит, колосится рожь,
Дремлет Авель, сев на пенёк,
Каин в ёлку втыкает нож -
Тренируется паренёк.
Очень, кстати, характерно для шестидесятых. И работа трансцендентных сил виделась весьма технологически, с применением релейной автоматики. Ну, и в деянии первоубийцы Каина акцентировался оружейный акцент. Ножик, мол… А ведь ножик из стали, которые юные хулиганы поколений и Шефнера и автора этих строк, втыкали в стены сараев, результат длительного технологического развития. Сталь варить непросто, глади, с которыми Рим завоевал Ойкумену делались из поразительно скверного железа, и были годны лишь для колющих ударов в строю. А действительно хороший клинок работы дамасских или германских мастеров, многослойный или из руды естественного легирования, помеченный присутствием металлов, ныне носящих имена горной нечисти, шел граммов по шесть злата за грамм стали, 4,2 кило желтого дьявола за изделие…
Так что праотец Каин в своем решении сугубо благородных вопросов – чья жертва угоднее Богу – обошелся чем-то совсем простым. Дубиной там, или камнем… Но человеку, страшащемуся заглянуть в сердце свое, очень удобно считать, что убийство совершает не он, а инструмент. Да и благоразумное инструменты избегают участвовать в этом – ну, примерно, как шептало, осторожно прячущееся в свою щель, как только толчок спускового крючка уведомляет, что из этой винтовки сейчас кого-то пристрелят.
Ну ладно, Вадим Сергеевич-то, как всегда изрядно подсмеивался (добрым юмором пронизана даже его «Сестра печали», одна из лучших книг о войне…). А вот автор монументально-длиннющего Orlando furioso, «Неистового Роланда», итальянец Лудовико Ариосто на полном серьезе изливал на своих многочисленных читателей свое возмущение огнестрельным оружем:
Враг лютый человеческому роду,
Который изобрел тот самопал,
Прообраз чей шлет огнь по небосводу,—
Не меньше зла тем причинив, чем дал,
Когда он в Еве соблазнил природу,—
Устроил так, что раз один колдун
В дни наших дедов тот нашел перун.
Орудье ада из воды, где было
На сотню футов скрыто много лет,
Извлечено наверх волшебной силой.
Сперва у немцев увидало свет;
И эти,— для чего оно служило,
Узнать стараясь (бес же нам во вред
Им изощрял все более мышленье),—
Ему нашли однажды назначенье.
И – делал грустный вывод:
Как, выдумка коварная,— открой,—
В людских сердцах ты местом завладела?
Убита слава бранная тобой,
Честь отнята у воинского дела,
И мнится лучше лучшего плохой.
Ты доблесть, храбрость умалить сумела;
Из-за тебя отвагой, удальством
Нельзя помериться в бою честном.
Правда, для того, чтобы понять возмущение Лодовико Ариосто, надо знать, что данный литератор не только был придворным комедиографом герцога Феррары, но и удостаивался поста Гарфаньяны… То есть – отражал интересы класса феодалов. А им становилось тяжеловато. Рождаешься в рыцарском замке, тренируешься с детства владением холодным оружием, носишь искустно сделанные латы ценой в деревеньку, а тут подмастерье с аркебузой дырявит тебя куском горячего свинца… Обидно! Но – неизбежно. Да и раньше французскому дворянству пришлось познакомиться с длинными луками английских йоменов.
Но польстить-то, польстить-то юным дворянам Ариосто мог. Популярно объяснив, что на войну они не идут не потому, что в тылу веселей и безопасней, а потому, что ученый Шварц и мастера-оружейники убили бранную славу и отняли воинскую честь… И не будь их, изобретателей-паршивцев, то они, дворяне, читавшие изданного массовым по тем временам тиражом Ариосто, спасали б красавиц и разили чудовищ не хуже паладинов Карла Великого. (Вообще занятно – Пушкин в «Сценах из рыцарских времен» приветствовал и порох, и книжную печать, а Ариосто, пользуясь второй, порицал первый, понятно почему…)
Ариосто снискал успех, объясняя юным дворянам, что они могли б спасать совсем скудно одетых красавиц не хуже, чем делает это Руджеро на полотне Энгра, если б не сила черного пороха
…И вот сейчас появляется на свет документ, заставляющий вспомнить былые строки Ариосто. Именно документ – на сайте института Future of Life, занимающегося проблемами искусственного интеллекта, опубликовано открытое письмо Autonomous Weapons: an Open Letter from AI & Robotics Researchers, призывающее к международному запрету разработок в области автономных систем оружия, снабженных искусственным интеллектом. Подписало это письмо более тысячи человек, включая главу компании SpaceX Илона Маска, сооснователя Apple Стива Возняка и профессора физики Стивена Хокинга…
Аргументация их примерно такова. Системы автономного оружия – скажем, квадрокоптеры с системой распознавания образов на борту, по данным которой наводится легкий пулемет, и который может быть выпущен в самостоятельный поиск с целью уничтожения тех, кто удовлетворит заданным критериям – в ближайшие несколько лет готовы будут готовы к серийному производству. И это будет третьей – после огнестрельного оружия и ядерной энергии – революцией в военных технологиях.
Но в отличие от ядерного оружия, требующего для производства расщепляющихся материалов гигантской индустрии, эти автономные системы оружия будут пригодны для повсеместного производства, появятся и в руках государств-изгоев, и в руках террористов. Идеально подходя и для таких задач, как дестабилизация государств, этнические чистки и индивидуальный террор… Причем крылатые ракеты и нынешние дроны, по ошибке оператора или в качестве collateral damage отправляющие «к верхним людям» афганские свадьбы, никакой антипатии авторов письма не вызывают.
Забавно, что авторы письма говорят о «There are many ways in which AI can make battlefields safer for humans, especially civilians, without creating new tools for killing people», многих путях, которыми ИИ может быть использован для того, чтобы поле боя стало более безопасным для людей. Ну, такой способ я знаю один – не затевать драк. Трудно, конечно, но возможно… Правда, его видные ученые почему-то не называют. Хотя говорят о том, что большинство специалистов в области ИИ не заинтересованы в создании автономных систем оружия.
Интересно, что это – поразительная наивность или сознательный обман. Технологии сами по себе обычно имеют гражданское назначение. И развитая гражданская промышленность – а не наоборот – без проблем переводится на производство оружия. США перед Второй мировой фактически не имели армии, и обладали крохотными ВВС. Но это не помешало им произвести гигантские количества самолетов, танков, авианосцев, да еще осуществляя Манхэттенский проект. И сугубо гражданский смартфон, научившийся распознавать образы встроенным процессором, будет идеальной и дешевой системой управления для мины типа M18A1 Claymore или МОН-90.
И нет сомнений, что западные демократии продолжат разработку автономных систем оружия. По очень простой причине – ну не хотят их граждане биться с воинами зарождающегося Нового Халифата так, как бились герои Ариосто, личным оружием. Им объяснили, насколько ценна их жизнь, даже если они всю жизнь сидят на пособии, не работав ни дня. Весной этого года Соединенное Королевство выступило на ООНовской конференции в Женеве против запрета на разработку боевых роботов. Так что на поле боя, будут неизбежно высылать боевые машины, все более и более автономные и интеллектуальные. Как это еще в 1933 году, в «Поэме о Роботе» предвидел Семен Кирсанов:
Запахом пороха воздух тронут.
У пулеметов лежим по два.
Траншеями изморщинен фронт.
Высота 102.
Темнеет. За спиной — Республика.
Шинель у ног.
Комрот молоденький (три кубика)
глядит в бинокль.
…
Из-за кургана вполоборота
выходят, баллонами плечи сутуля.
Очередь грохота…
Не берет пуля…
Пружиня в рессорах, пулей не тронуты,
как ящеры в проволочном лесу,
пошли — гипнотически — двигаясь — роботы,
свинцовые лапы держа на весу.
От жертв на войне может спасти только отказ от войны, а не пустые призывы к запрету совершенствования тех или иных систем оружия. Убивает-то не автономный дрон и не солдат, а те политики, кто их на войну отправил. Во имя прибылей владельцев шоколадных фабрик и возможности приближенной челяди щеголять в побрякушках за сотни килобаксов. Но об этом видные специалисты молчат, ибо и впредь намерены регулярно получать гранты на свои исследования…