«GIF умер, да здравствует GIF!»

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

5 ноября 1999 года было объявлено «Днём сжигания всех гифок» [Burn All GIFs Day]

Если бы вы тогда зашли на домашнюю страницу этого проекта, вы бы увидели план его реализации, такой же простой, как его название: «В День сжигания всех GIF все пользователи GIF собираются в Unisys и сжигают все свои файлы GIF». Сопровождали всё это гордые антиподы GIF – файлы формата PNG.

Несмотря на шутку, связанную со сжиганием файлов, сопровождаемую забавной просьбой «потушить все гифки перед тем, как уйти», выражаемое недовольство было реальным, а миссия – настоящей: раз и навсегда избавить веб от его бича, формата GIF.

К тому моменту формату было уже больше десяти лет, он зародился лет за пять до самой сети, и он начинал устаревать. Он поддерживал жалкие 256 цветов. Его возможности анимации были хуже, чем у бумажного блокнота. Он явно был недоразвит по сравнению с любым более новым форматом файлов. И кроме всего прочего, держатели патентов уже пять лет угрожали судебными исками пользователям формата. Ко «Дню сжигания всех гифок» он уже находился на краю пропасти. Специалисты по форматам файлов и будущему сети обступили устаревший формат, вооружившись картинками с факелами и вилами в формате PNG.

И всё же, каким-то образом, мы с вами оказались в такой вот ситуации. Прошло 17 лет, а GIF не умер. Он правит интернетом.

В этом году Twitter представил встроенную поисковую систему, предоставляющую доступ к тысячам гифок. Компания Giphy, смотрящая за библиотекой, получила на последнем раунде финансирования 55 миллионов долларов и подняла свою капитализацию до 300 миллионов. За год до того компания Imgur – до последнего времени служившая стандартом де-факто для медиамонстра Reddit и сама по себе стоящая 200 миллионов долларов – выкатила GIFV, собственную попытку модернизации 30-летнего формата.

GIF как произведение искусства – короткая и беззвучная закольцованная анимация – популярен сегодня, как никогда. Но как тип файла, как способ хранения нулей и единиц, которые компьютеры преобразовывают в анимацию, подвергается критике. Война за избавление от него идёт уже много лет и никогда не заканчивалась. Все эти годы после «Дня сжигания всех гифок», GIF остаётся как ущербным, так и незаменимым. Сохранит ли текущая популярность гифов их навсегда или же совсем убьёт – можно быть уверенным, что ничего подобного уже не повторится. Спросите кого угодно, что такое GIF, и произойдёт одно из двух. Во-первых, вы поругаетесь или согласитесь насчёт произношения (твёрдое «Г», что бы вам там ни говорили). А затем вам скажут что-нибудь про анимацию. Танцующие бананы, крутящийся текст. GIF – нечто зацикленное и небольшого размера. Современное немое кино с автоматическим повтором. И это будет только самая вершина айсберга.

Когда в 1987 году родился GIF, об анимации вообще никто не думал – как и о всемирной сети WWW. Команда программистов из CompuServe под руководством Стива Уилхайта [Steve Wilhite], известного отца формата, создали GIF на основе, совершенно не связанной с сегодняшними анимационными фокусами. Краеугольным камнем был алгоритм сжатия Лемпеля — Зива — Велча (LZW). Если только вы не изучаете алгоритмы сжатия данных, это громоздкое имя будет для вас незнакомым. Но его тихое влияние на цифровой мир невозможно отрицать. LZW – это алгоритм сжатия без потери данных, набор инструкций, позволяющий битам и байтам картинок и файлов уместиться в более мелкие размеры без потери каких бы то ни было данных. Будто вы упаковали всю одежду в меньший чемодан, сжав их и ничего не выбросив. Алгоритм LZW не был первым подобным алгоритмом. Впервые он был описан в июне 1984 года в простой и понятной статье журнала IEEE Computer под названием «Техника высокоскоростного сжатия данных». Он был основан на предыдущем алгоритме LZ78 и содержал серьёзные улучшения. LZW быстро приспособили для работы внутри таких форматов, как ZIP и GIF.

Это сжатие придало GIF свойства, в то время больше похожие на суперспособности. Предыдущие инновации в сжатии изображений, типа "", сжимали файлы упрощением последовательностей повторяющихся данных. Строка пикселей в картинке, хранящаяся без сжатия, например, " один чёрный пиксель, один чёрный пиксель, один чёрный пиксель" сжималась в «три чёрных пикселя». Кодирование длин серий нормально справлялось с простыми чёрно-белыми изображениями, но задохнулось бы, работая с несколькими десятками цветов, а уж их смешением просто подавилось бы. Более сложный подход, реализованный в LZW, позволял компьютерам сжимать строки данных гораздо более сложные, чем просто несколько одинаковых пикселей подряд – главное, чтобы там был хоть какой-то повторяющийся шаблон. Суть метода походила на то, как если бы компьютер изобретал новое слово «силый» вместо последовательности «синий пиксель, белый пиксель», а потом «силолетовый» вместо последовательности «силый пиксель, фиолетовый пиксель» и так далее, впихивая всё больше и больше информации в новое слово. Это подход позволил GIF уменьшать фотореалистичные цветные изображения с перемежающимися цветами в небольшие практичные упаковки. Все эти уловки появились как раз вовремя. Модемы, видеокарты и CD-ROM помогли расцвести буму домашних компьютеров, предшествовавшему интернету, GIF стал мгновенным стандартом фотореалистичных изображений. Сейчас идея статического гифа может выглядеть еретической, но в 1992 году других гифок не было, и картинки были замечательными. Взять хотя бы компакт-диск «GIFs Galore» [изобилие гифок], содержавший огромное количество картинок только потому, что это было возможно. В середине 90-х, когда веб начал раскручиваться, GIF вкатали в асфальт нового информационного шоссе. В 1993 был запущен революционный браузер Mosaic, поддерживавший два формата картинок – доказавший полезность GIF и зарождающийся JPEG. Первое фото, появившееся в интернете, было в формате GIF. Спустя 20 лет уже сложно увидеть GIF, использующийся для хранения фото, поскольку его вытеснили более новые и улучшенные форматы JPEG и PNG. Но анимированный GIF пока держится. И заполоняет весь интернет. Что иронично, поскольку если статичный GIF познал успех, то анимированный всегда воспринимался, как его странный родственник. И он продолжает жить, несмотря на попытки интернета убить его, и ужасно справляется с той единственной задачей, для которой он используется. Вот вам ужасный секрет современных гифок. Эти анимации, разбросанные по Reddit (особенно подозрительно хорошего качества)? Большинство из них не являются гифками. Некоторые гифки на этой странице – тоже не гифки. Это видеофайлы – похожие на те, что выложены на YouTube – но с приказами вести себя, будто GIF. GIF автоматически запускается и зацикливается потому, что он так устроен. Это свойство встроено в формат. А видеофайлы, притворяющиеся гифками, другие. Им требуется встроенный в страницу окружающий их код, приказывающий им вести себя схожим образом – проигрываться без звука, зацикливаться, не показывать панель управления, или, прости господи, кнопку паузы. Это видео со связанными руками, которые заставили казаться проще, чем они есть.

Кроме семантики, у них нет ничего общего. Начав разбираться в разнице между обычными и поддельными гифками, легко видеть, почему более сложные притворщики бывают лучше оригинала.

Анимированная гифка – это последовательность кадров, проигрываемых один за другим, с задержкой между ними, для создания иллюзии движения. Все кадры содержатся в одном GIF-файле, хранящем все статичные изображения и инструкцию по скорости воспроизведения. Это небольшой цифровой блокнот.

GIF – это не просто повторяющееся видео без звука. Цифровое видео – вещь гораздо более сложная. В отличие от гифок, видео не содержат каждый кадр анимации, не в обычном смысле. Некоторые кадры в отдельно взятом видеофайле зовутся I-кадрами и хранятся в виде полноформатных картинок, но между ними существуют В- и P-кадры, просто содержащие инструкции по преобразованию одного кадра в другой, путём смены некоторого количества пикселей или цветов, оставляя всё остальное нетронутым.

Помните, что мы говорили про LZW – как статичный гиф хранит инструкции вместо каждого отдельного пикселя? Цифровое видео берёт технологии GIF, которые он применяет к пространству и использует их и в пространстве, и во времени. Поскольку в среднем видео содержится до 60 кадров в секунду, эта технология экономит дофигища байт. Гифкам приходится жертвовать качеством для экономии места, но видео могут выглядеть гораздо лучше, а занимать гораздо меньше.

Возьмём, к примеру, вот такое видео, на котором милая собачка ведёт себя очень, очень хорошо:

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg