Безопасный и умный город должны объединиться

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

В 2020 г. согласно концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» на всей территории России должна функционировать инфраструктура безопасного города. Это комплекс организационных и технических мер, создающих условия для предотвращения правонарушений, техногенных и экологических происшествий, а также совершенствования экстренных и оперативных мер реагирования в чрезвычайных ситуациях. Начало созданию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК БГ) было положено в 2015 г. Тогда были запущены работы в пилотных регионах, началась разработка регламентов межведомственного взаимодействия, формирование целевых показателей и т.д.

Однако за два года до окончания сроков реализации концепции, по свидетельству представителей межведомственной комиссии по внедрению и развитию систем АПК БГ, занимающейся координацией проекта на федеральном уровне, только 10 субъектам РФ удалось согласовать технические задания на проведение полного комплекса работ и запустить соответствующие конкурсные процедуры. Подобное положение дел вызывает опасение, что указанные в концепции сроки будут соблюдены. Кроме того, на первый план в ближайшее время выходит вопрос обеспечения безопасности в городах России, принимающих Чемпионат мира по футболу. 

С чем связаны задержки в продвижении работ, какой положительный опыт накопила страна за несколько прошедших лет и как регионам предстоит решать все новые и новые задачи по созданию умного города, специалисты и представители органов власти из всех регионов страны обсудили на конференции «Цифровой и безопасный регион» в рамках Петербургского цифрового форума. 

Безопасность и окупаемость надо сочетать

Интересную статистику привел вице-губернатор Петербурга Александр Говорунов. По результатам опроса горожан, проблема обеспечения безопасности в числе их приоритетов заняла 5 место, первые 4 позиции петербуржцы отдали качественным городским сервисам и комфортной среде. «Безопасный город» – одна из немногих общефедеральных платформ, которая спроектирована по принципу единого информационно-технологического пространства. Сравниться с ней может, разве что, площадка электронного правительства. Таким образом, АПК БГ с момента своего старта в 2015 г. должен был стать серьезным шагом к построению «умного города». В концепции БГ заложены принципы единого архитектурного подхода, интеграции множества ведомств и служб, возможность обмена данными, интеллектуальная аналитика. К сожалению, темпы реализации этого проекта, по мнению курирующего его МЧС, остаются невысокими. Регионы сталкиваются со всеми теми же проблемами, которые уже несколько лет решают органы власти, отечественные и иностранные коммерческие компании. 

Заместитель председателя правительства РФ, председатель межведомственной комиссии по внедрению и развитию систем АПК БГ Дмитрий Рогозин одним из приоритетов развития комплекса на ближайшее время назвал объединение элементов безопасного города, систем экстренного реагирования «Эра-ГЛОНАСС» и «112» в единый контур. Учитывая современные тренды и техническую целесообразность – идея абсолютно логичная. Рогозин поддержал мнение о том, что наиболее короткий путь к построению «умного города» – это использовать наработки концепции АПК БГ. 

Схожую позицию высказала генеральный конструктор АПК БГ Оксана Якимюк, подчеркнув, что систему фотовидеофиксации необходимо делать «с умом», ведь пока именно этот сегмент позволяет хоть как-то монетизировать расходы на весь комплекс и зарабатывать средства на его развитие. Однако в некоторых случаях, по словам генерального конструктора, средства на систему затрачены, системы фиксации установлены на наиболее значимых участках дорог, но действенного экономического результата это не приносит. Некоторым регионам удается собирать больше средств, чем их соседям, при схожих условиях и дорожном трафике. По мнению представителей регионов, основной задачей системы является не собираемость средств, а снижение показателя смертности на дорогах. Однако, по мнению Оксаны Якимюк, снижению смертности (а это один из важнейших показателей) способствует не только размещение средств фото- и видеофиксации, но и другие меры. В качестве примера она привела опыт Сыктывкара, где мэром было принято решение поставить перед перекрестком отбойники и отодвинуть на три метра стоп-линии. В результате смертность на перекрестках в городе упала до нулевой отметки. «Поэтому безопасность и окупаемость надо сочетать», – заключила она. 

От безопасного к умному городу

По мнению большинства экспертов, проекты безопасного города должны быть увязаны с решениями для умного города. Заместитель министра МЧС РФ Александр Чуприян считает, что в рамках реализации концепции построения БГ, уже были применены составляющие умного города. Это мониторинг тепло- и энергосетей, экологической обстановки. В городах проводилась инвентаризация информационных систем, на которые, как известно, уже потрачены колоссальные средства и которые по большей части функционируют разрознено. «Задача АПК БГ интегрировать разобщенные системы, подвести под них общий знаменатель. На деле это будет означать оптимизацию расходов субъектов, – говорит Александр Чуприян. – Говоря об умном городе, мы не должны предполагать что-то параллельное уже проделанной работе. Наша главная задача – не запутать тех, кто работает на местах. Там должны понимать правила, установленные центром. Если мы строим новое направление – умный город, должен появиться федеральный координатор, аналогично тому, как у БГ есть координатор МЧС. И мы не должны ходить одновременно с одними и теми же вопросами за финансированием в Минфин. Мы уже это проходили, когда в городах на одном и том же рубеже размещена одна камера для нужд МВД, другая для Минтранса, третья для ФСБ. Может лучше поставить одну опору и одну умную цифровую камеру для всех?» 

Свое видение высказал также директор по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелеком» Алексей Нестеров. «Умный город – это, прежде всего, организационная составляющая, – считает эксперт. – К примеру, Санкт-Петербург получает сейчас услугу фотовидеофиксации по сервисной модели. А еще 10 лет назад ее не существовало, потому что сложно было прогнозировать затраты. Сейчас это удобно и городу, и провайдеру. У нас уже есть так называемые точки модернизации. Это те места, где обеспечены каналы связи, подведены прочие коммуникации, включая электричество. Дальше эти точки видеонаблюдения можно дополнять функциональностью распознавания лиц, видеоаналитикой. Датчики безопасности могут развивать тему экологического мониторинга. Тут не только монетизация, но и экономия». 

О разработанном Санкт-Петербургским НИУ информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) совместно с Комитетом по информатизации и связи проекте концепции смарт-сити рассказала заместитель председателя Комитета информатизации и связи Санкт-Петербурга Ольга Решетова. В настоящее время для ее продвижения создан проектный офис, документ проходит общественное обсуждение. «Основной задачей при переходе к умному городу является формирование цифровой платформы по обработке данных. Такой платформы, которая станет базовой для предоставления сервисов бизнесу и гражданам», – говорит она. 

Город на Неве одним из первых объединил транспортный сегмент с АПК БГ. В рамках этой задачи было разработано 56 сценариев реагирования, которые интегрированы с центрами кризисных ситуаций. Город получил автоматизированную систему управления дорожным движением с динамическими и статическими транспортными моделями. В дальнейшем к ней можно подключать мобильные сервисы, инструменты интеллектуальной аналитики.  

Как отечественные производители обрушили цены 

Говоря об умном городе, нельзя не упомянуть проект дорожной карты по направлению «Умный город» программы «Цифровая экономика РФ», подготовленный Минстроем России, который пока рассматривается как отдельный документ с собственным набором мероприятий и показателей. В связи с этим участники дискуссии обсудили, чем новый проект отличается от того, который уже развивается в рамках концепции АПК БГ. 

Александр Говорунов, вице-губернатор Петербурга: Вопрос безопасности для петербуржцев оказался на 5 месте по значимости, приоритет горожане отдают качественным городским сервисам и комфортной среде

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg