На покрытие России интернетом вещей нужно 70 миллиардов. Требуется помощь государства

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

«Национальный центр информатизации» (НЦИ, «дочка» госкорпорации «Ростех») подсчитал расходы на покрытие российской территории сетями беспроводного узкополосного интернета вещей (группа стандартов LPWAN).

счеты приведены в проекте дорожной карты по развитию технологий беспроводной связи, подготовленным НЦИ в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика».

Покрытие российских городов сетями LPWAN обойдется в 35-50 млрд руб. Авторы дорожной карты ожидают, что государство возьмет на себя часть обозначенных расходов – на сумму 5-10 млрд руб. К 2022 г. сетями LPWAN должно быть охвачено 75% крупных городов, к 2024 г. все 100% городов и 50% от сельской местности.

Цифровые платформы на базе сетей LPWAN

Объекты социальной инфраструктуры должны быть покрыты сетями LPWAN в 2019-2021 гг., далее, в период до 2024 гг., ожидается покрытие сетями объектов ключевых отраслей экономики. К 2020 г. три отрасли должны начать работать с сетями LPWAN, к 2021 г. – семь отраслей.

Покрытие российских городов сетями интернета вещей обойдется в 35-50 млрд рублей,
автодорог - в 20 млрд рублей. У государства просят на эти цели 5-10 млрд рублей

В том числе на базе LPWAN должны будут работать система управления промышленными предприятиями, цифровая платформа для обеспечения мониторинга и оптимизации потребления энергоресурсов, цифровая платформа для обеспечения автоматизации системы учета горячей и холодной воды и система управления сбором и вывозом отходов.

Во сколько обойдется покрытие дорог сетями LPWAN

Кроме того, в 2019-2024 гг. будет реализовываться еще один проект - развертывание сетей LPWAN для сбора телеметрической информации на приоритетных объектах транспортной инфраструктуры. Его стоимость оценивается в 20 млрд руб. С учетом обозначенных цифр на покрытие городов сетями LPWAN общая стоимость покрытия российскими городов сетями беспроводного узколополосного интернета вещей составит 55-70 млрд руб.

Предполагается, что государство окажет поддержку и этому проекту тоже. Подведомственный Минкомсвязи Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) поддержит в этой сфере региональные проекты внедрения и тиражирования отечественных решений. Условием поддержки будет наличие ресурсов на тиражирование соответствующего решения одновременно в более чем 10 регионах.

Авторы документа отмечают, что обозначенные проекты можно будет реализовать на отечественном оборудовании, которое не уступает по своим характеристикам зарубежному. Для стандарта LoRaWan (международный стандарт с открытыми спецификациями из семейства LPWAN) оборудование в России производится компанией «Вега-Абсолют». Также существуют разработанные в России собственные стандарты узкополосного интернета вещей – NB-Fi от компании «Вавиот» и XNB от компании «Современные Радио Технологии» (СРТ, бренд «Стриж»).

Проект совместного детища АО ГЛОНАСС, Ротенберга и «Ростеха»

Исполнителей проекта в дорожной карте не указывают. Однако известно, что компания СРТ находится под управлением «ГЛОНАСС-ТМ» - совместного предприятия государственного АО ГЛОНАСС (оператор системы экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС») и «РТ – Транспортные системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон»). Совладельцами РТИТС являются госкорпорация «Ростех» и Игорь Ротенберг, сын известного предпринимателя Аркадия Ротенберга.

В конце 2018 г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила «ГЛОНАСС-ТМ» частоты в диапазонах 863 – 865 МГц и 874 – 876 МГц для работы технологии XNB. Предполагается, что «ГЛОНАСС-ТМ» построит федеральную сеть транспортной телематики. Проект активно поддерживается Минтрансом.

Согласно презентации «ГЛОНАСС-ТМ», в строительство сети до 2024 г. планируется вложить 53 млрд руб. – сумму, схожую с приведенными в дорожной карте затратами. В 2024 г. компания получит выручку в размере 54 млрд руб. и показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на информатизацию) в размере 24 млрд руб.

Помимо дорожной инфраструктуры сеть будет обслуживать жилищно-коммунальную сферу, «умные города», сельское и лесное хозяйство и т.д. К 2024 г. в сети будет 34 тыс. базовых станций.

Мнения экспертов

В холдинге «Эр-Телеком» строят сети на базе стандарта LoRaWan и считают такой подход более перспективным, чем использование локальных российских стандартов. «Безусловным преимуществом стандарта LoRaWAN является «международная ДНК», которая позволяет обеспечить его совместимость с другими популярными технологическими промышленными решениями, а с другой стороны, дает основания рассчитывать на полноправное участие в развитии глобального рынка цифровых платформ для различных сегментов экономики от энергетики и нефтегазовой отрасли, – говорит представитель оператора Дмитрий Смиркин. - Кроме того, учитывая развитость упомянутого стандарта в мире, он обеспечен должным количеством необходимого современного оборудования».

Директор Ассоциации участников рынка интернета вещей Андрей Колесников считает в принципе неправильным формулировать задачу строительства сети LPWAN либо какой-то другой технологии. «LPWAN – это средство, а не цель, - отмечает Колесников. - Связь всегда следует за людьми и устройствами. Где-то хорошо работает LPWAN, где-то – NB-IoT (технология узкополосного интернета вещей для сотовых сетей стандартов GSM и LTE), где-то – 3G (третье поколение сетей сотовой связи)».

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg