Объяснены причины возникновения рукавов спиральных галактик

Спиральные галактики, в одной из которых проживаем мы с вами, издавна смущают зоркий глаз астрономов.

Внутри их дисков есть яркие рукава звёздного происхождения, простирающиеся из их ядра. Земля, кстати, находится возле одного из закручивающихся к центру спиральных рукавов Млечного Пути, две трети галактик-соседей которого (кроме карликовых) тоже спиральные. Спиральные рукава, однажды возникнув, продолжат своё существование даже тогда, когда породившие их молекулярные облака вообще исчезнут, утверждают астрономы. (Иллюстрация CfA.) Вопрос о причинах формирования рукавов традиционно спорен. Если верить одной группе учёных, рукава со временем исчезают. Вторая гипотеза — и она широко распространена — постулирует, что звёзды, газ и пыль в галактиках под действием гравитационных взаимодействий постоянно склонны к концентрации в тесные группы, что и поддерживает существование спиральных рукавов. Группа исследователей из и (оба — США) под руководством Елены Д'Онгиа () провела компьютерное моделирование процесса формирования таких рукавов и выяснила, что реальность может находиться где-то между этими теориями. Выяснилось, что образование спиральных рукавов провоцируется , активными регионами формирования звёзд. Однако, вопреки существовавшему мнению, когда эти «центры возмущений» были убраны из модели, оказалось, что созданные ими рукава поддерживают возмущения в самостоятельном режиме неограниченно долго без дополнительных импульсов извне: Отчёт об исследовании опубликован в издании , а с его препринтом можно ознакомиться . Подготовлено по материалам .