Почему оправдан перенос опыта «народного» бюджетирования на всю страну

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Сейчас действительно настало время сделать норму об инициативном бюджетировании общероссийской, считает руководитель лаборатории новых технологий ЭИСИ Дарья Кислицына.

«Это было бы правильным шагом, потому что подавляющее большинство кейсов народного бюджетирования, которые реализовывались с реальным привлечением жителей, с их обратной связью, — это, конечно, очень позитивные примеры. И вообще реальное гражданское вовлечение, гражданский активизм и реальный диалог власти и общества — это очень позитивный вектор развития», — считает она.

Собственно сама реализация Программы развития инициативного (народного) бюджетирования стартовала еще в 2018 году, а отдельные проекты в регионах так и вообще еще несколько лет назад.

«В рамках народного бюджетирования местный район или территория какая-то административная в городе, ее жители совместно распределяют относительно небольшую, но финансово значимую сумму на проекты, которые они сами же и отбирают, — пояснил «Газете.Ru» руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян. — Например, какие-то небольшие парки и скверы, пока до них дойдет централизованное благоустройство, пройдет не один год, а местные жители могут решить, что им важнее это, чем, скажем, замена детской площадки, которая прослужит еще год».

На что идут деньги

В докладе Минфина о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (имеется в распоряжении «Газеты.Ru) отмечается, что в 2018 году самые востребованные проекты были связаны с дорогами – 15,1%, эти проекты традиционно лидируют в общем рейтинге проектов.

Вторыми по востребованности стали «Места массового отдыха населения и объекты организации благоустройства» – 9,4%. Кроме дорог и благоустройства наиболее актуальными для граждан были проблемы водоснабжения – 8,5%, уличного освещения – 8,4% и благоустройства дворов – 8,4%, детские игровые площадки – 7,8%, проекты в сфере культуры, библиотечного дела, ремонт домов культуры – 7,7%, образовательные проекты – 5,6%.

Вообще же народное бюджетирование подразумевает непосредственное участие граждан в инициировании проектов; участие граждан в обсуждении и приоритизации выдвинутых предложений; конкурсный характер отбора выдвинутых проектов; возможность участия в реализации отобранных проектов; а также открытый публичный характер процедур и общественный контроль за реализацией проектов.

Средняя стоимость одного проекта для всех типов практик «народного бюджетирования» в 2018 году составила 1,0 млн рублей, что выше показателя 2017 года – 0,9 млн рублей.

Откуда берутся деньги

В 2018 году средний объем бюджетных средств, направляемых на один проект, вырос и составил 0,6 млн рублей (в 2017 году – 0,5 млн рублей), при этом средний размер внебюджетной поддержки на один реализованный проект также вырос – 0,1 млн рублей в 2018 году по сравнению с 0,07 млн рублей в 2017 году.

«Средства на подобные цели выделяются из того уровня бюджета, который инициировал проект, — рассказывает Кислицына. — Если это проект муниципалитета, то это муниципальный бюджет. Таким образом, при проектировании бюджета на следующий бюджетный год изначально планируется, что, условно 3% или 5%, они будут реализованы на такие-то направления условно говоря, тот или иной объект инфраструктуры, но по принципам народного бюджетирования».

«Соответственно, если сейчас это станет системным подходом в масштабе страны, то надо дальше смотреть, какой будет история стыковки уровня бюджета. Сейчас этот вопрос, я так понимаю, окончательно не сформирован, но я себе вижу это в логике скорее такой, которая и была», — отметила она.

По сути, речь идет о больших деньгах.

«Даже 5% от бюджета — это очень серьезные средства, много чего на это можно сделать в рамках бюджета муниципалитета или региона», — комментирует руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Виктор Потуремский.

Так, в Череповце, исходя из суммы городского бюджета на 2020 год, этот показатель составил бы порядка 483 миллионов рублей, в Мичуринске – порядка 58 миллионов рублей, а в Новокузнецке – и вовсе свыше миллиарда рублей.

Региональный опыт

Например, согласно докладу Минфина, все в том же 2018 году на территории Новгородской области реализовывалось сразу пять практик участия граждан в принятии решений о развитии общественной инфраструктуры, а общий объем средств, затраченных на реализацию проектов в области, составил 290,7 млн рублей.

Основная доля указанных средств выделялась в рамках мероприятий проекта «Формирование комфортной городской среды».

Одновременно в области был реализован приоритетный региональный проект поддержки местных инициатив (ППМИ). Общий объем средств на мероприятия регионального проекта составил 8,2 млн рублей, 9,4% из которых составили средства софинансирования граждан и юридических лиц. В 2018 году конкурсный отбор прошли восемь заявок.

Среди отобранных проектов: благоустройство территории источника в деревне Остров Волотовского муниципального района; благоустройство территории вокруг многофункциональной спортивной площадки, обустройство парка семейного отдыха «Лукоморье» (д. Мойка, ул. Молодежная, Батецкий муниципальный район).

Эксперт ИЭСИ Александр Малахов рассказал «Газете.Ru» на личном примере, как «народное» бюджетирование происходило в городском округе Удомля, в Тверской области.

«Там сложная ситуация с бюджетом, и тогда мы проводили голосование среди жителей, куда направить имеющиеся в наличие средства. Здесь самое главное и самое важное — это то, что жители принимают решение, потому что у чиновника, может быть, извиняюсь за выражение, замыленный взгляд на текущую ситуацию. Здесь очень важно, какому количеству жителей решение этой проблемы важно, то есть если за это голосуют большее количество, значит большее количество людей становится удовлетворено качеством жизни», — констатирует он.

Критерии, заявленные Путиным в Послании

В конце прошлой недели Андрей Турчак сообщил, что «Единая Россия» на данный момент продолжает дорабатывать законопроект об инициативном бюджетировании.

«Наша с вами задача до второго чтения, учитывая тот опыт и практики, которые наработали, готовить поправки, чтобы этот закон был не просто рамочный, а реально заработал. И заработал уже с ближайшего бюджетного цикла», — заявил он.

В целом народное бюджетирование лежит в тех критериях оценки работы власти, которые провозгласил президент, резюмирует Потуремский.

«По поводу вовлечения людей достаточно вспомнить цитату из Послания Федеральному собранию, где он говорит о том, что люди сейчас, может быть, даже лучше знают, что они хотят, как они хотят. И, на мой взгляд, это очень позитивный тренд, на который стоит ориентироваться как федеральным, так и региональным властям», — считает эксперт.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg