Лилия Комалова об исследовании, отмеченном премией Правительства Москвы

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Полагаю, что такие слова, как «конфликт» или «агрессия» люди не относят к сугубо научной лексике. Когда я спрашиваю у студентов, как бы они объяснили значения этих слов, единого мнения нет. В ответах эти явления чаще всего помечаются как имеющие негативные последствия.

Я придерживаюсь мнения о комплексном характере агрессии. Это и набор негативных эмоциональных состояний, и деструктивное поведение, и определенный образ мыслить и воспринимать окружающую действительность. Такое сложное явление оказывается непросто определить.

Во многом коррективы вносит субъективный фактор. В связи с этим агрессию мы стали рассматривать как представление о явлении или предмете, которое формируется на основе индивидуального восприятия.

Предположительно для определенной общности людей этот образ будет иметь схожие черты. Этот образ будет еще более стереотипичен для определенного типа ситуаций общения.

В случае с нашим исследование такой ситуацией является конфликт. Выдвигаемые гипотезы удалось проверить на материале текстов современных СМИ и на аудиовизуальном материале киноиндустрии на русском, английском, испанском и татарском языках, с учетом пола участников исследования.

Оказалось, что вне зависимости от исследуемого языка в текстах СМИ обнаруживается перечень однотипных элементов образа акта агрессии. Но сама структура этого образа выкристаллизовывается по-разному. Например, в текстах на испанском языке образ жертвы представлен более четко. Материал на английском языке показал наибольшее разнообразие номинаций видов и форм агрессии.

Лилия Комалова:

«Мужчины и женщины по-разному проявляют агрессию и воспринимают агрессию других людей».

Полученные научные результаты представляются значимыми для систем автоматического распознавания агрессии по голосу и речи. Они дополняют имеющиеся знания о речевых формах агрессии, которые необходимы для создания различных систем безопасности и борьбы с проявлениями агрессии в жизни людей.

Быть ученым

Мне посчастливилось испытать себя в разных сферах деятельности: образовательной, исследовательской, аналитической, информационной, предпринимательской. Каждая была по-своему привлекательна как в плане реализации интереса, так и в отношении финансовой стабильности. Признаться, выбор остаться в сфере науки стал для меня органичным. Наверное, решающую роль сыграл фактор полноты этого рода деятельности.

Исследования связаны и с производственной, и с информационно-аналитической, и с образовательной, и с предпринимательской сферами.

В этом отношении быть ученым не означает исключительно формулировать и проверять гипотезы. Это и презентация результатов, и формирование заинтересованности, и привлечение предпринимателей, и сопровождение создания продукта, и создание ценности.

Образ желаемого будущего

Можно сказать, что профессиональная мечта – это образ желаемого будущего. Когда я спрашиваю себя, к какой мечте я стремлюсь в ближайшей перспективе, то ответом становится формирование слаженной команды профессионалов. В более далекой перспективе – научные результаты, воплощенные в технологии или продукте, преобразующие мир к лучшему, снимающие определенную социальную проблему.

Я убеждена, что мы, ученые, работаем на пользу общества, что наши открытия должны помогать людям.

Академические классы в Москве Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина на церемонии вручения премии Правительства Москвы:

«Сегодня в сфере образования Москвы огромный вклад вузовских ученых, ученых научных центров. Особая благодарность молодым ученым, которые активно идут к столичным школьникам. В том числе благодаря вам московские школьники массово побеждают на различных олимпиадах, показывают великолепные результаты в международных исследованиях и имеют гораздо большие шансы на успешную достойную жизнь в будущем».

Недавно Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук стал участником проекта «Академический (научно-технологический класс) в московской школе». Мы начали работать со школами, например, со школой № 1498.

В ноябре прошлого года в преддверии всемирного дня науки я встречалась с ребятами. Обсудили тему агрессивного речевого поведения в ситуации конфликтного общения между ребенком и родителем. Меня вдохновила эта встреча, то, как открыто, с искренним интересом ребята задавали вопросы, выстраивали диалог. В разговоре выяснилось, что родители поддерживают их выбор учиться в академическом классе, стать учеными.

Думаю, создание академических классов позволяет установить контакт, наладить взаимодействие между школой и научными институтами. Для ученых – это вызов и одновременно расширение возможностей.

Вызов заключается в том, чтобы со всей серьезностью подойти к такому взаимодействию, вдохновить ребят, не обманув их ожиданий, показать, насколько научный мир интересен, но и осведомить, что наука – это сфера деятельности, сопряженная с риском, ответственностью, постоянно меняющимися предметными контурами, ориентированная на запросы социума.

Премия и планы на будущее Лилия Комалова:

«Присуждение премии Правительства Москвы для меня означает признание весомости полученных научных результатов».

Реакцией по прочтении письма с поздравлениями была радость. По моему мнению, данная премия является ведущей региональной премией для молодых ученых.

В настоящее время на передовой находятся исследования связанные с выстраиванием концепции искусственного интеллекта. В этой связи в определенном смысле разработанными и перспективными областями считаются следующие: распознавание речи по голосу и речи, идентификация диктора, преобразование текста в речь и наоборот, анализ и синтез речи.

Говорить о планах, с одной стороны, просто, сказав, что работа продолжается, еще много нерешенных задач, неизведанных горизонтов.

С другой стороны, непросто определить конкретные границы. Однозначно продолжаю исследования агрессии. Если говорить о новом, то в настоящее время прорабатываю мировую повестку, изучаю отчеты мировых аналитических центров с целью наметить тематику для поисковых исследований.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg