Ирина Карелина об успехах российских вузов в мировых рейтингах

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Здание Высшей школы экономики в Москве

ександр Зеликов/ТАСС Отечественные университеты демонстрируют отличную динамику в международных рейтингах университетов, поднимаясь с каждым годом все выше. Этот «знак качества» позволяет им успешно конкурировать на глобальном рынке, привлекая лучших российских и зарубежных студентов. И сегодня качественное образование закладывает фундамент для процветания страны в будущем. Как распознать коронавирус и противостоять ему Главное Россиянина с коронавирусом госпитализировали в Казахстане В Китае нашли эффективное лекарство от коронавируса Россиян могут попросить не выходить из дома при симптомах ОРВИ Рубль занял второе место по волатильности мировых валют Найдена альтернатива медицинской маске Россиянам рассказали, как сохранить сбережения в условиях кризиса Sony раскрыла характеристики новой PlayStation 5 Съемки спецвыпуска «Друзей» отложили

В мае 2013 года президент России подписал указ, согласно которому не менее пяти российских вузов должны были к 2020 году войти в первую сотню рейтингов ведущих мировых университетов. Эта цель была достигнута уже год назад. Сегодня Проект 5-100 (прим. автора – проект направлен на повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов среди мировых научных и образовательных центров) объединяет 21 ведущий вуз страны, перед которыми стоит задача укреплять позиции отечественных университетов на глобальном рынке образования и исследований.

Реклама

Успехи проекта, обусловленные усилиями российского правительства и менеджмента университетов, впечатляют на фоне более 40 подобных инициатив, которые в последние 20 лет запущены в разных странах мира и в которые были инвестированы десятки миллиардов долларов. Многие страны, как и Россия, делают ставку на исследовательские университеты.

Проект 5-100 охватил университеты из разных российских регионов – от Владивостока до Калининграда, поэтому не только московские и санкт-петербургские университеты фигурируют в мировых рейтингах, там все больше региональных вузов. Растет также и число конкурентоспособных предметов: теперь это не только традиционные физика, математика, горное дело, но и экономика, менеджмент, социология, дизайн.

4 марта 2020 года были опубликованы мировые предметные рейтинги, представленные английским рейтинговым агентством QS. В топ-листах представлены 36 российских университетов, из них 15 — участники Проекта 5-100. В топ-100 входят 11 отечественных вузов, половина из которых — участники Проекта 5-100.

Эти предметные списки выходят первыми в годовом цикле мировых рейтингов, и второй год подряд российские вузы улучшают в нем свои позиции. Сейчас отечественные университеты представлены в 38 предметах из 48, по которым производится ранжирование. Всего российские университеты заняли 190 позиций в предметных рейтингах, из них 60% приходится на университеты Проекта 5-100.

Всего в топ-50 российские вузы представлены по 9 предметам, тогда как в рейтинге 2019 года их было 7. В первой сотне отечественные университеты присутствуют по 28 предметам, против 25 в прошлом году.

Среди участников проекта 5-100 лидерство по совокупности позиций в предметных рейтингах сохраняет Высшая школа экономики – всего 16 предметов, из которых в 3-х она появилась впервые: «Социальная политика и администрирование» (этот предмет сразу попал в топ-100 глобального рейтинга), «Искусство и дизайн» и «Статистика и операционные исследования» (позиции 151-200). В 10-ти предметах улучшила свои позиции по сравнению с прошлым годом.

Вторым по совокупности позиций стал Новосибирский государственный университет – всего 13 предметов, из которых из в Медицине появился впервые,а в Археологии вернулся в рейтинг спустя год, еще по 2-м предметам улучшил свои позиции.

Третьим по совокупности позиций стал Уральский федеральный университет с 12-ю позициями, из которых он впервые появился в 5 предметах: Археология, Бизнес и менеджмент, Философия, Лингвистика, Экономика и эконометрика, и еще в 3-х сохранил свои позиции.

Примечательно, что верхнюю часть списка по количеству полученных позиций в рейтингах занимают в основном участники проекта 5-100: из 15-ти первых вузов только три не являются участниками проекта (МГУ, СПбГУ и Бауманка).

Если институциональные рейтинги активны с 2008 года, то предметные рейтинги возникли не так давно, рейтинговые агентства начали их выделять как отдельную линейку лишь с 2012 года. Однако, как показывает исследование рейтингового агентства QS, внимание общественности и профессионального сообщества привлекают именно предметные рейтинги. Опираясь на них, абитуриенты и их родители выбирают себе вузы для дальнейшего обучения, а профессионалы ориентируются в выборе партнеров для развития своих исследований.

Изначально списки предметов у рейтинговых агентств были короткими и включали всего 5-7 предметных рейтингов. Однако усилиями Ассоциации «Глобальные университеты» (прим. автора – ассоциация объединяет университеты-участников проекта 5-100 с 2013 г.), которое постоянно взаимодействует с руководством рейтинговых агентств, списки предметных рейтингов были значительно расширены. И сейчас совокупно три крупнейших рейтинговых агентства QS, THE, ARWU имеют 113 предметов, по которым они ранжируют университеты мира.

Благодаря продвижению в предметных рейтингах российских университетов растет авторитет российских научных школ в мире, они привлекают все больше молодых исследователей, а российские ученые конкурируют на университетском рынке труда на равных с учеными ведущих университетов других стран.

Вхождение российских университетов в топ-100 мировых рейтингов, свидетельствует об эффективности Проекта 5-100. Кроме того, это способствует кардинальному повышению результативности научно-исследовательской деятельности и позволяет не только остановить отток перспективных молодых ученых, но и является одним из факторов притока интеллектуального капитала в страну, как реального (международные ученые), так и потенциального (сильные иностранные студенты стремятся поступить в российские университеты).

Предметные рейтинги наиболее точно отражают лидерство университетов в разных областях науки и образования, свидетельствуют о престиже страны в мировом сообществе. Сотрудников таких вузов приглашают в редколлегии престижных научных журналов, на конференции в качестве ведущих спикеров. Присутствие в предметных и отраслевых рейтингах хотя бы одного вуза открывает стране доступ к самым передовым знаниям и технологиям мирового уровня. А это один из ключевых факторов глобальной конкурентоспособности даже не высшего образования, а всей страны, что в свою очередь закладывает фундамент для национального долгосрочного устойчивого развития.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg