Мобильный интернет для B2B: секреты популярности

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

По мнению аналитиков из Pyramid Research, основной движущей силой развития телекоммуникационной отрасли России является передача данных, причем это касается и фиксированной, и мобильной связи

Сектор мобильного ШПД активно развивается, показывая стабильный рост как в области инфраструктуры, так и в материальном выражении. Однако, как кажется, данный сегмент близок к насыщению, причем наиболее это заметно для B2B. Как в данной ситуации поведут себя операторы и насколько изменит рынок появление LTE?

Согласно прогнозам, к 2016 году совокупный доход от передачи данных по всем секторам достигнет 20,6 млрд долл., показывая ежегодный рост в среднем на 5,7%. Через 4 года его объем составит 1,572 трлн руб. (то есть 57,2 млрд долл.).

Как считают эксперты, основной проблемой отрасли по-прежнему будет являться прокладка сетей, что связано со значительной территориальной распределенностью страны. Однако рост сегмента передачи данных будет сохраняться и в дальнейшем, так как операторы продолжат инвестировать в FTTB и LTE – а также в дальнейшем в технологии будущего – LTE Advanced, 5G и пр. В результате доля этого сегмента к 2016 году вырастет с нынешних 25% до 35%. Сектор мобильной передачи данных сохранит динамику и будет ежегодно расти на 13,5% (до 336,6 млрд руб. в 2016 г).

Всегда на втором месте

Традиционно сектор B2B по затратам на связь находится на втором месте после частных пользователей телекоммуникационных услуг. По итогам 2011 года в сегменте B2B выручка почти в 4,5 раза меньше, чем в консьюмерском секторе – 199,6 млрд руб, то есть лишь 18% рынка, полагают аналитики J’son & Partners Consulting.

Структура российского рынка основных телеком-услуг

J'son & Partners Consulting, 2012

Если говорить о конкретных игроках, то по новым подключениям в целом по России лидирует "ВымпелКом". Его абонентская база – включая B2B - выросла на 53%, до 2,1 млн абонентов. Второй по подключениям стала компания "ЭР-Телеком", нарастившая число пользователей на 38% (до 1,9 млн абонентов). "Ростелеком", включая НКС, увеличил абонентскую базу до 8,2 млн подписчиков, что на 25% больше, чем в предыдущем году.

Так, специалисты "ВымпелКома" констатируют уверенный рост проникновения смартфонов. В частности, в B2B-сегменте оно за год увеличилось на 29% (данные по всей России). В 3 квартале 2012 года специалисты "ВымпелКома" наблюдали заметный рост выручки по нашим инновационным сервисам: "Центр управления М2М" – в 5,4 раз по сравнению с 3 кварталом прошлого года. Также в 2,5 раз по сравнению с 3 кварталом прошлого года увеличилась выручка от услуг мобильного VPN.

Интересно сравнить эти данные с рейтингом CNA "Крупнейшие телекоммуникационные компании России". Как видно, здесь существует определенная корреляция, что, собственно, и не удивительно.

Топ-10, Крупнейшие телекоммуникационные компании России, 2011

Компания Преимущественная бизнес-модель Выручка 2011, тыс. руб. Выручка 2010, тыс. руб. Рост 2011/ 2010, %
1 МТС Сотовая связь 311 900 000 286 400 000 8,9
2 Ростелеком Проводная связь 296 015 000 275 731 000 7,4
3 ВымпелКом Сотовая связь 266 087 000 247 923 000 7,3
4 Мегафон Сотовая связь 242 600 000 215 515 000 12,6
5 ТрансТелеКом Проводная связь 25 000 000 23 170 000 7,9
6 Межрегиональный Транзиттелеком (1) Проводная связь 11 813 094 11 332 386 4,2
7 Акадо Интернет-провайдинг, кабельное ТВ 10 200 000 10 561 466 -3,4
8 ЭР-Телеком Интернет-провайдинг, кабельное ТВ 9 688 000 6 800 000 42,5
9 Скай Линк Сотовая связь 8 000 000 7 700 000 3,9
10 Таттелеком Проводная связь 6 712 122 5 939 421 13,0

Источник: CNA, 2012

Эксперты из "ВымпелКома" полагают, что важную роль в развитии направления фиксированного ШПД в компании сыграл запуск новых пакетных предложений, включающих доступ в интернет, ориентированных на сегмент SME.

В J'son & Partners отмечают, что в России сегодня наблюдается тренд к переходу от количественного роста числа абонентов к качественному развитию сервисов, а операторы стремятся сохранить ARPU на прежнем уровне. Одни увеличивают скорость, другие вводят новые услуги. Тем не менее, по прогнозам, рынок будет продолжать расти, поскольку абоненты сейчас нередко используют услуги двух или более провайдеров.

Парадоксы мобильного ШПД

В конце 2011 года J’son & Partners Consulting констатировали существенный рост доходов операторов сотовой связи от передачи данных во всех секторах. Так, по итогам 2011 года доходы от мобильного доступа в интернет в сегменте B2B составили 8 млрд руб., что на 39% больше, чем в предыдущем году.

Динамика доходов от мобильного доступа в интернет, 2010-2013 гг.

J'son & Partners Consulting, 2012

Считалось, что такая ситуация связана с увеличением продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК, а также с ростом продаж 3G-USB модемов. Сказалось изменение в модели потребления услуг со смартфонов. Проше говоря, люди все больше привыкают к тому, что с телефона можно не только звонить. Важную роль играют улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернета, характерных для B2B, а также конвергенция мобильного и интернет-пространств.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg