Российский НИИ создает альтернативу Speedtest

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Государственный Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС) сообщил о создании Центра контроля качества ИКТ-услуг (ЦКК)

Планируется, что в основу центра будет положен принцип краудсорсинга. На специальном веб-портале абоненты смогут оставлять информацию о качестве работы своих операторов.

Сейчас контролем качества таких услуг занимается Роскомнадзор. Но это ведомство действует только в рамках нормативно-правовых актов, а они не описывают все возможные параметры качества. В случае же превышения полномочий ведомство рискует получить претензии Генпрокуратуры, говорит директор ЦНИИС по развитию ИТ Олег Скоков. Также Роскомнадзор осуществляет выборочные проверки работы операторов связи.

Со своей стороны, ЦНИИС разработал методики оценки качества услуг связи. В соответствие с ними абоненты смогут на портале ЦКК выставлять оценки операторам и участвовать в опросах на эту тему. На основе собранных результатов, а также данных проверок Роскомнадзора и различной статистической информации будут формироваться публичные рейтинги операторов связи.

Выводы будут оперативно направляться в Минкомсвязи и Роскомнадзор. В случае деградации сервисов Роскомнадзор сможет проводить соответствующие проверки, говорит Скоков. Также проверки могут быть инициированы в отношении операторов-аутсайдеров рейтинга.

На создаваемом портале будет оцениваться работа операторов сотовой и фиксированной телефонной связи, мобильного и проводного доступа в интернет, IP-телефонии и видеоконференций. В ЦНИСС добавляют, что традиционные телефонные операторы сейчас переходят на технологию пакетной коммутации голоса IMS, в связи с чем необходимо повышенное внимание к качеству их услуг. Также планируется проверять сферы, за качеством работы которых пока, как говорят в институте, никто не следит: электронные госуслуги, службы оповещения о ЧП и др.

ЦНИИС разрабатывает портал контроля качества ИКТ-услуг. Его частью станет приложение Intest, являющееся аналогом Speetest.net

Среди параметров, которые планируется измерять: скорость передачи данных, задержка при передаче пакетов, потери и искажения пакетов, среднее время подключения услуги, ответа абонентской службы и устранения инцидентов. Для госуслуг будет учитываться степень готовности госведомств к электронному взаимодействию и оптимальность использования ими каналов связи.

Напомним, ЦНИИС также ведет реестр переведенных к другим операторам сотовых номеров. Статистику о смене сотовых операторов с сохранением номера тоже можно будет подключить к составлению рейтинга, говорит Скоков.

Для измерения скорости доступа в интернет ЦНИИС разрабатывает отдельное приложение Intest. Оно работает через веб-браузер, а также может устанавливаться на мобильные устройства. По сути Intest является аналогом Speedtest, разработанного финской Ookla. «Но Speetest работает по неизвестным алгоритмам и использует неизвестные серверы, его результаты юридически ничтожны, и, например, МТС, начав в прошлом году сотрудничать с данным сервисом, впустую потратили деньги», - считает Скоков.

Методика же Intest будет прозрачна, а в ее основе лежат алгоритмы, проходящие сейчас патентование. В частности, предполагается для измерения скорости передачи данных передавать случайные пакеты с бессмысленным содержанием, что позволит избежать их сжатия операторами. Для работы Intest ЦНИИС готов разместить десятки серверов по всей территории России.

Сумму затрат на ЦКК в ЦНИИС не раскрывают. Сейчас институт ищет инвесторов среди операторов связи. Для последних создание ЦКК выгодно, так как оно позволит избежать ужесточения административных регламентов и перейти к саморегулированию, полагают в ЦНИИС.

Сами сотовые операторы говорят, что в принципе они заинтересованы в появлении единой методики оценки их качества, но с предложением от ЦНИИС они пока не знакомы. «Сегодня в России нет утвержденных стандартов, которые могли бы всесторонне и объективно оценивать качество сотовой связи, - заявили в пресс-службе «Мегафона». - На рынке телекоммуникаций проводится множество исследований, направленных на изучение качества связи, но они осуществляются различными компаниями, каждая из которых действует на основании собственных методов, а результаты таких исследований зачастую противоречат друг другу».

«Вымпелком» заинтересован в том, чтобы получать обратную связь от абонентов, говорят в компании. «В рамках стратегической программы по улучшению клиентского опыта мы запустили автоматизированную систему сбора обратной связи от клиентов, основанной на принципе NPS, т.е. индексе лояльности клиентов, - рассказали в компании. - Что касается портала, разрабатываемого ЦНИИС, важно, чтобы методики, используемые для составления рейтингов, были тщательно выверены и учитывали нюансы работы технологических систем операторов. Но это должны быть не субъективные отзывы из серии «у вас плохой сигнал», а отзывы с реальной, полезной информацией, содержащей конкретные параметры, которую операторы могли бы использовать в своей работе».

В МТС же заявили об удовлетворенности сотрудничеством с создателями Speetest. «В конце 2013 г. МТС получила от них данные 600 тыс. замеров скорости для российских абонентов «большой тройки, - отметили в пресс-службе оператора. - На сегодняшний день это беспрецедентное по своим масштабам исследование, в рамках которого МТС показала лучшие результаты в Москве и в целом по России кроме Приволжского округа. Также МТС совместно с сервисом «Яндекс.Карты» предоставляют абонентам возможность сообщить о проблемах с качеством связи, указав соответствующее место прямо на карте».

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg