Среда» совершил первый выход из инвестиций в результате продажи американского мобильного банка Simple испанской банковской группе BBVA за $117 млн. В ходе сделки фонд, по собственным данным, заработал 180% годовых от вложенных инвестиций.
Объем инвестиций фонда в американский мобильной банк Simple в июле 2013 г. составил $2 млн. Точную сумму продажи инвесторы не называют (можно предположить, что будучи инвестором сервиса около полугода, «Лайф.Среда» смогла вернуть вложенные средства и получить еще около 90% от этой суммы сверху). При этом фонд смог получить и косвенную прибыль: он владеет долей в британской Anthemis Group, которая также инвестировала в Simple еще на посевной стадии.
Венчурный фонд «Лайф.Среда» основан в сентябре 2012 г. акционерами финансовой группы «Лайф» (объединяет Пробизнесбанк, «Банк24.ру» и др.). Он специализируется на инвестициях в финансовые мобильные и интернет-стартапы. В портфеле фонда такие проекты, как планшетный компьютер LifePad (распространяется бесплатно среди клиентов группы «Лайф»), сервис мобильного эквайринга LifePay, мобильный банк Instabank, конструктор для создания мобильных приложений My-Apps, американский финансовый стартап Moven и сервис исполнения желаний MyWishBoard.
Стартовый капитал фонда на момент его основания составлял $10 млн, а средняя инвестиция в один проект — $1 млн. На данный момент капитал фонда значительно увеличен, однако представители «Лайф.Среда» не раскрывают общий объем средств. К примеру, инвестиции фонда в проект LifePad на первом этапе составили $7 млн, а в ходе второго раунда компания привлекла от «Лайф.Среда» еще $80 млн.
Simple представляет собой мобильный банк, который позволяет через приложение распоряжаться своим бюджетом, следить за расходами, копить на целевые покупки и в целом управлять деньгами. Счет в этом банке можно открыть, просто скачав мобильное приложение на смартфон. Клиенты банка также могут использовать для снятия наличных Simple Visa Card.
Владислав Солодкий полагает, что финансовыми мобильными стартапами заинтересуются операторы связи
Simple был создан на инфраструктуре американского банка Bancorp, который предоставляет многим финансовым стартапам свою банковскую лицензию и всю необходимую инфраструктуру для финансовых операций и обслуживания клиентов (бэк-энд, процессинг и т.д.). К лету 2013 г. у Simple было 80 тыс. клиентов, 2 млн. физических транзакций по картам, $100 млн. депозитов и более $1 млрд. совершенных транзакций.
Александр Иванов, CFO и партнер фонда «Лайф.Среда», говорит, что Simple был куплен с коэффициентом примерно $1200 за клиента, тогда как WhatsApp приобретен Facebook с коэффициентом $42 за пользователя. Он объясняет это тем, что финансовые сервисы лучше монетизируются, чем мессенджеры.Представители российского фонда отмечают, что не ожидали столь скорого выхода из данного стартапа и имели долгосрочные планы по его развитию. Однако теперь «Лайф.Среда» может сконцентрироваться на похожем проекте в своем портфеле — Moven, мобильном банкинге, совмещенном с персональным финансовым планировщиком, который позволяет отслеживать транзакции, разделять их на категории, а также создавать профиль покупательского поведения клиента с возможностью его последующей корректировки.
Отметим, что после получения инвестиции от «Лайф.Среда» Джош Рейх, СЕО Simple, презентовал свой сервис для российских банков, стартапов и фондов на конференции в Москве в октябре 2013 г., однако на российский рынок стартап так и не вышел. Тем не менее, в «Лайф.Среда» подчеркивают, что финансовых стартапов в России не очень много, поэтому фонд и начал инвестировать в зарубежные компании, считая одной из своих задач их вывод на российский рынок.
Владислав Солодкий, СЕО и управляющий партнер фонда «Лайф.Среда», полагает, что такого рода проекты в России могут быть интересным мобильными операторам: «Они активно смотрят на предоставление финансовых и платежных инструментов своим абонентам, тогда как их собственные разработки на годы отстают от такого рода стартапов. И им дешевле будет купить такую разработку и команду, чем догонять вчерашний день».