Бизнес Fotolia растет на 20–30% ежегодно

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

CNews: Каковы были источники и объемы финансирования фотобанка Fotolia на начальном этапе? На чем был сделан акцент при развертывании проекта? Олег Чельцов: В 2004 году я продал свою хостинговую компанию Amen и вложил деньги в Fotolia

Бизнес Fotolia растет на 20–30% ежегодно

У меня не было ни спонсоров, ни инвесторов. В те годы в Европе существовало не так много фотобанков, и изображения, которые они предлагали, стоили очень и очень дорого – $100, $200, $300. Такие затраты могли позволить себе только крупные компании. Для небольших организаций, рекламных агентств или веб-студий это были неподъемные деньги. Поэтому при развертывании проекта акцент был сделан на то, чтобы сделать фотографии более доступными, более дешевыми. А добиться этого стало возможным, отказавшись от эксклюзивной лицензии и заменив ее лицензией royalty free, которая позволяет продавать работу неограниченное количество раз.

Об объемах финансирования могу сказать, что прежде чем бизнес начал приносить доходы, в его развитие было инвестировано около €700 тысяч.

CNews: Как развивался проект?

Олег Чельцов: Сложнее всего было привлекать авторов к сотрудничеству. Многие не понимали, зачем им продавать работы так дешево, не видели потенциала новой бизнес-модели. А она заключалась в следующем: взамен дорогостоящих эксклюзивных лицензий, предоставляющих право на фотографию лишь на время, мы предложили клиентам лицензию Royalty Free. С такой лицензией можно продавать изображения неограниченное количество раз, но при этом использовать ее без ограничений по времени. За счет этого мы добились низкой стоимости за фотографию. А авторы благодаря этому смогли получать не разовый доход, а на постоянной основе за одни и те же работы.

Но в начале, чтобы привлечь фотографов мы платили по $1 за фотографию, которая проходила модерацию. Постепенно появился интерес, люди стали присылать нам свои работы. База изображений начала понемногу расти.

Мне также очень помогли связи в хостинговом бизнесе, в частности дружеские отношения с директором хостинговой компании 1&1. Мы решили провести совместную акцию: при покупке хостингов, 1&1 стала предлагать владельцам сайтов изображения из базы Fotolia, тем самым обеспечивая нам хорошую рекламу, а авторам гонорар.

Очень сложно было собрать большую и качественную базу фотографий, чтобы заинтересовать покупателей. Долгое время никто не покупал изображения, мы работали в убыток. Но так или иначе Fotolia была первым стоковым фотобанком в Европе, а доступные по цене, легальные картинки нужны были всем, и постепенно компания начала подниматься на ноги. Через полтора года после старта вложенные силы и деньги начали возвращаться. И спрос на такой лицензионный контент оказался высоким в силу своей доступности.

CNews: Какова динамика выручки проекта год от года?

Олег Чельцов: Годовой доход компании – $100 млн. Нужно отметить, что даже кризисные явления в экономике не препятствуют, а, напротив, способствуют увеличению продаж от года к году. Все больше людей осознают выгоду лицензии royalty free и отказываются платить сотни долларов за эксклюзивные права на работы.

CNews: Когда окупились инвестиции?

Олег Чельцов: Через 18 месяцев.

CNews: Fotolia работает на международном уровне. Есть ли законодательные особенности продажи изображений/видеороликов в разных странах?

Олег Чельцов: Практически везде принцип работы один и тот же. Могу отметить Францию и Германию как страны с самой «жесткой» законодательной системой в части соблюдения авторских прав.

CNews: Кого вы считаете конкурентами, и что отличает Fotolia от них?

Олег Чельцов: Фотобанки Shutterstock, Istock – это наши основные конкуренты. Пожалуй, основное отличие в том, что они больше ориентированы на американский рынок, а Fotolia – на европейский. Соответственно, контент весьма отличается. Также важным отличием является то, что в Fotolia можно приобретать фотографии как по подписке, так и просто поштучно за баллы.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об ИТ-инфраструктуре проекта. Используете ли вы облачные сервисы для хранения контента?

Олег Чельцов: Мы не пользуемся облачными сервисами. Вся инфраструктура своя. В Париже находятся сотни серверов. Мы постоянно вкладываем средства в развитие инфраструктуры и усовершенствование системы защиты данных. Постоянно обеспечивать сохранность фотографий – это самая важная задача. Поскольку работы – это и есть наше главное богатство.

CNews: В чем разница между лицензиями на изображения?

Олег Чельцов: Fotolia предлагает два типа лицензий: Стандартную и Расширенную. Стандартная предоставляет права доступа в рамках одного юридического/физического лица. Время использования изображений, приобретенных по такой лицензии, не ограничено, как и география использования. Изображения, купленные по стандартной лицензии, можно использовать в качестве иллюстраций веб-сайтов и в социальных медиа без ограничений. Использовать такие изображения можно и в рекламе и дизайне, но в печатных и электронных документах, в видео, тв и кино, а также в программном обеспечении и приложениях можно только в случае, если тираж не превышает 500 тысяч. А вот Расширенная лицензия не имеет ограничений по тиражу и еще разрешает использование изображений в шаблонах и производных продуктах для продаж.

CNews: Каковы условия сотрудничества Fotolia с поставщиками изображений/видео?

Олег Чельцов: Сегодня с Fotolia работает более 200 тысяч авторов. Большинство из них находят нас самостоятельно, но и мы активно привлекаем фотографов. Нам очень нравится находить и открывать миру новые таланты. Работать с Fotolia очень просто: нужно просто создать аккаунт и загрузить туда свои работы. Все абсолютно бесплатно. После этого каждая работа проходит модерацию. А далее, если качество соответствует требованиям, соблюдены авторские права и все правила, работа попадает на сайт Fotolia.

Олег Чельцов: Взамен дорогостоящих эксклюзивных лицензий Right Managed, предоставляющих право на фотографию лишь на время, мы предложили клиентам лицензию Royalty Free

В день нам поступает 50–60 тысяч фотографий.

За каждый проданный файл автор получает комиссию-роялти, которая (в зависимости от рейтинга и выбранных опций эксклюзивности) составляет от 20% до 63% за продажу одного изображения.

CNews: Fotolia ввела возможность продавать фотографии с мобильных устройств. Насколько перспективное, на ваш взгляд, данное направление?

Олег Чельцов: Я думаю, что это очень перспективное направление. Мы живем во времена бума технологий, социальных сетей. Людям все больше нравится общаться с помощью фотографий. Появляются все новые приложения, делающие процесс обмена снимками более быстрым и удобным.

Коллекция Instant уникальна. Непрофессиональные фотографии очень отличаются от постановочных. Они зачастую более оригинальны, спонтанны, в них чувствуется жизнь, эмоции. И они также очень востребованы. Ведь не всем покупателям нужны сложные постановочные снимки. В коллекции Instant сейчас более 100 тысяч фотографий, и каждый день нам присылают от 1000 до 2000 новых.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о динамике выручки проекта за последние 2–3 года.

Олег Чельцов: Fotolia демонстрирует стабильный рост, в среднем на 20–30% в год.

CNews: Расскажите о вашем новом проекте Dollar Photo Club.

Олег Чельцов: Dollar Photo Club – это новый подписочный фотобанк от Fotolia, в котором есть всего два тарифных плана подписки: $10 в месяц или $99 в год и все изображения стоят $1 независимо от размера. Dollar Photo Club предлагает изображения со стандартной лицензией Royalty Free, как и Fotolia. В дальнейшем также планируется ввести расширенную лицензию. Главное отличие подписок Dollar Photo Club от уже существующих у большинства фотобанков предложений, в том, что мы предлагаем новую модель подписки, отличительной чертой которой является простота, понятность и фиксированная цена. Сейчас на рынке есть и более дешевые подписки, но наша цель – это не максимально низкая цена, а именно простота и удобство для пользователей.

Dollar Photo Club рассчитан на специалистов, работающих в сферах дизайна, рекламы, в издательском деле, которым часто требуются изображения. А также, что немаловажно, Dollar Photo Club рассчитан на тех, кто еще не использует картинки легально.

CNews: Почему вы приняли такое неожиданное решение – создать новый фотосток, в то время как Fotolia активно развивается и приносит хорошие доходы? Не боитесь, что новый проект в конкурентной борьбе окажется сильнее и повредит существующему бизнесу?

Олег Чельцов: Сегодня рынок легальных фотографий составляет всего 5% от всей фото-индустрии. С помощью Dollar Photo Club мы хотим расширить границы рынка и увеличить его в 10 раз, особенно за счет новых рынков, где люди все еще используют контент нелегально. Чтобы развиваться и расти, нужно создавать что-то новое, не бояться ломать стереотипы и идти вперед.

10 лет назад люди скептически отнеслись к идее создания микростоков, смотрели на них с опаской, но в итоге, сейчас в 100 раз больше картинок лицензируется, чем 10 лет назад, и это не может не радовать. С Dollar Photo Club мы переходим на следующую ступень развития, предлагая новую и очень простую бизнес модель. А простота всегда является двигателем прогресса. При этом, как я уже говорил, Dollar Photo Club не является самым дешевым предложением на рынке, на той же Fotolia или в других фотобанках, вы можете купить изображения дешевле. Поэтому, я уверен, что Fotolia и Dollar Photo Club не будут конкурировать, а напротив, поддержат друг друга и расширят границы фотоиндустрии.

CNews: Сможет ли обыкновенный человек, не имеющий отношения к рекламному или издательскому бизнесу, получить доступ к изображениям?

Олег Чельцов: Да, если оплатит годовой членский взнос – $99.

CNews: Насколько я знаю, Dollar Photo Club уже функционирует в США, Канаде и некоторых других англоязычных странах. Сколько пользователей уже зарегистрировано?

Олег Чельцов: Сейчас база подписчиков составляет более 10 тысяч человек и растет с каждым днем. За 3 месяца Dollar Photo Club превзошел годовые ожидания. Наша статистика показала, что подписчики Dollar Photo Club тратят на картинки больше денег, чем разовые клиенты тратят на Fotolia за год.

CNews: Во что обошлись создание и запуск Dollar Photo Club? Какой бюджет предусмотрен на продвижение проекта?

Олег Чельцов: На технологию и контент мы потратили совсем немного – около $200 тысяч. Хорошей основой послужил фотобанк Fotolia. Но очень много времени и сил потребовалось на разработку дизайна и интерфейса. Было крайне важно добиться того, чтобы все было максимально просто и понятно. Это и стало самой сложной частью процесса создания проекта.

Что касается продвижения, то на рекламу и маркетинг я готов тратить столько, сколько будет необходимо, чтобы рынок рос. Мы анализируем цифры и следим, чтобы рынок постоянно и активно рос для всех участников проекта. Ведь чем больше зарабатываем мы, тем больше зарабатывают и фотографы. В этом наша цель едина.

CNews: Fotolia по-прежнему останется для вас приоритетным проектом, или вы сосредоточитесь на продвижении Dollar Photo Club?

Олег Чельцов: Fotolia и Dollar Photo Club – это разные проекты, они оба важны для меня. Но Fotolia, конечно, является и остается приоритетом.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg