Большие успехи система распознавания лиц показывает в ритейле. Некоторые отечественные торговые сети внедрили технологию не только в целях безопасности, но чтобы собирать больше информации о покупателях. Умные камеры «оцифровывают» каждого посетителя, сохраняя в базе данных математическое описание лица. Они распознают пол и возраст, время нахождения в магазине и состав корзины покупок.
Кроме того, технология распознавания умеет с высокой точностью определять оттенки эмоций человека, поэтому бизнес сегодня может отслеживать настроение аудитории в режиме реального времени, сопоставляя средние индексы самочувствия на входе и выходе.
Если покупатель стал чуть счастливее, покидая магазин – все идет хорошо, если наоборот – это повод для принятия управленческих решений.
«Одна из российских сетей формата «магазин у дома» протестировала технологию распознавания лиц, замеряя индексы настроения на входе и сравнивая их с показателями на кассах. В магазине их было два типа: терминалы самообслуживания и обычные кассы с «человеческим» персоналом. Выяснилось, что индекс настроения снижался на тех кассах, где покупатели имели дело с машиной. Это стало основанием для дальнейшего усовершенствования системы автоматизации ритейлера», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор и основатель компании ORBL Антон Рудов.
Например, один из бизнес-центров внедрил такую практику и первые месяцы на входе в здание образовывались огромные очереди, система того разработчика работала очень медленно.
С чем это связано, объяснить трудно, скорее всего со спецификой ИТ-архитектуры и масштабируемости решения компании-разработчика. Потенциально технология работает с высокой скоростью – она способна распознавать лица практически в режиме реального времени», — пояснил Рудов.
«Второй случай неудачного внедрения технологии можно было наблюдать на одной из крупных бизнес-конференций, где проход на мероприятие происходил следующим образом: человек при покупке билета загружал свою фотографию и, далее, на самом мероприятии камеры, расположенные на входе, распознавали зарегистрированного участника и пропускали его.
В половине случаев система давала сбой», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».
Производители и поставщики оборудования и программного обеспечения уверены: неудачи при внедрении связаны в большей степени с использованием технологии на начальном этапе ее развития. Ведь еще пять лет назад точность распознавания колебалась на уровне 80-85%, а сегодня она достигла показателя в 99,99%. Алгоритмы машинного обучения позволяют постоянно проводить работу над ошибками и учитывать негативный опыт, а потому неудачных примеров будет все меньше.
Замена лица
При разговоре о повсеместном использовании технологии распознавания лиц нельзя не затронуть этический аспект в этой сфере. Так, например, потенциальную опасность для граждан представляет возможность «подмены» личности. Сейчас технологии 3D-печати развились настолько, что любой желающий, имеющий доступ к 3D-принтеру, может сделать маску идентичную лицу едва ли не любого человека.
Это открывает огромные возможности перед злоумышленниками и, в теории, может перевернуть судебную практику, создав новые прецеденты, поскольку видеозапись, на которой «засветилась» идентифицирована личность, уже не сможет считаться доказательством преступления.
Несмотря на то, что технология активно развивается и внедряется в общественную жизнь, в рамках правового поля резких законодательных изменений, регулирующих этическую сторону системы распознавания лиц, в настоящее время не происходит.
Распознавание лица и идентификация по нему человека означает использование персональных данных без санкции их обладателя. Существующие законы о персональных данных (например, GDPR, принятый в ЕС) и административные кодексы большого числа стран лишь в малой степени затрагивают вопросы правового регулирования в области видеофиксации правонарушений. Слабая правовая база в этой сфере в теории может привести к неправомерному использованию информации о гражданах, а также серьезным ошибкам в оперативной правоохранительной деятельности или судебных решениях.