Инновации в СХД

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Эра 5G задерживается. Что будет с интернетом вещей

.11.2020 - 15:51

Аналитики IDC по итогам 2019 г. сообщали: рынок IoT в России слегка подрос — на 8,3%. При этом исследование «Возможности и тенденции интернета вещей: углубленный анализ российского рынка» предварялось громким и очень оптимистичным анонсом: более 50% российских компаний освоят IoT-технологии до 2021 г. 

Вебинар

Обновления в решениях по хранению данных Hitachi Virtual Storage Platform

Первый опыт промышленной эксплуатации новых моделей и планы развития СХД от Hitachi

Спикер

Алексей Никифоров

Директор по технологиям,
Hitachi Vantara, Россия и страны СНГ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

На деле это не половина всех отечественных компаний, а только часть от опрошенных заявили, что уже внедрили или планируют в течение года завершить проекты решений с использованием технологий интернета вещей. В России в исследовании принимало участие всего 170 организаций. Впрочем, и половину от 170 можно уже считать заметным прогрессом, потому что ещё 4 года назад, в 2016 г., на конференции «Проблемы развития IoT в России» отмечали, что у нас известно лишь несколько IoT-проектов, а сама технология слишком затратная.

Интернет вещей не захватил отечественный рынок в одно мгновение, но внушал оптимизм. По прогнозу J’son&Partners Consulting, количество подключенных устройств в 2025 г. увеличится до 56 млн, а в рублевом выражении рынок вырастет до 86 млрд руб. Кроме того, на горизонте возник новый мощнейший драйвер развития IoT — это сети нового поколения 5G. Если к сетям первых поколений могли быть подключены несколько устройств, то в 4G одна базовая станция уже выдерживает несколько тысяч. Что же с 5G? Ограничения сняты. Теперь к базовой станции за счет новой архитектуры можно подключить 300 тыс. приборов — и она будет справляться. Более высокая пропускная способность, возросшая на порядок скорость передачи данных, низкие задержки, энергоэффективность — вот список плюсов, которые должна принести с собой сеть нового поколения. Быстрый рост количества подключенных устройств и снижение стоимости передачи данных — это факторы успеха интернета вещей.

По большому счету, новая сеть 5G разрабатывается не столько для людей, сколько для устройств. Она сможет стать ответом современным требованиям, но это только начало. Предполагается, что инновация в этой сфере станет основой для развития в самых разных бизнес-отраслях: новый толчок получит кибермедицина, облака, и, в особенности, транспорт. Изменения, которые несет в себе 5G, серьезно затронут и производственные предприятия.

Однако внезапно оказалось, что наступление эры 5G, похоже, задерживается. В сентябре «Ведомости» писали, что отечественные операторы могут и не построить сети 5G из-за отсутствия российского оборудования, которое является обязательным, как сказано об этом в проекте решения Госкомиссии по радиочастотам. «Большинство производителей базовых станций для IoT не успеют получить статус ТОРП к концу 2020 г. и будут вынуждены уйти», — утверждает «Коммерсантъ».

Значит ли это, что ожидания по развитию интернета вещей стоит умерить? Павел Ермошкин, ведущий эксперт по решениям Hitachi Vantara, уверен, что IoT будет развиваться и без новых сетей: «Несмотря на очевидные проблемы с 5G в России, я не думаю, что возникнут какие-то сложности с развертыванием IoT-инфраструктуры, — говорит он. — Конечно, 5G было бы удобным фактором, тем не менее, для внедрения IoT наличие этого поколения сетей не является обязательным условием. Технология работает, и для большинства задач достаточно того, что уже есть».

Временная альтернатива

На западе тоже раздаются голоса, призывающие не ждать полноценного прихода 5G, потому что имеющихся мощностей 4G, а если точнее, то LTE Advanced Pro, хватит на то, чтобы решить 85% задач, которые требуются, например, для промышленных приложений.

Стандартизация 5G еще не закончена, в промышленности использование беспроводных сетей — на стадии пилотов. Ждать полноценной экосистемы в этом случае означает потерю времени. Кроме того, производители должны будут модернизировать все виды устаревшего оборудования новыми датчиками и модемами 5G, заключить партнерские соглашения с операторами 5G или получить лицензию на радиочастотный спектр для создания своих собственных частных сетей. Нелегко и недешево. А еще жалко предыдущих инвестиций, которые, возможно, пока не окупились полностью.

Сейчас есть не только сети LTE, но и UWB, беспроводная технология передачи данных на близкие расстояния с низким потреблением энергии. Таких сетей в России развернуто уже достаточно, поэтому IoT-датчики уже используются в разных сферах деятельности: например, коммунальными службами. «Это хорошая временная альтернатива, которой можно пользоваться, пока с 5G всё сложно», — говорит Павел Ермошкин.

Для развития IoT необходимо не столько улучшение сетей и расширение зоны покрытия, а появление большого количества конечных устройств и готовых кейсов по работе с этой инфраструктурой Бизнес нуждается в интернете вещей

Интернет вещей будет развиваться и без скоростных сетей. Во-первых, он интересен компаниям, в первую очередь, производственным. У интернета вещей на производстве есть сразу несколько сценариев использования. Датчики могут отслеживать работу оборудования в режиме реального времени, чтобы превентивно устранять возможные сбои и неполадки. Такой сценарий реализован, например, на собственном заводе компании Ericsson в Китае, где сотовые сети IoT и алгоритмы машинного обучения автоматически отслеживают работу около 1000 высокоточных подключенных отверток. Эстонский завод компании разрабатывает второй вариант использования — широкополосный IoT — где AR будет использован для поиска неисправностей электронных плат, а также для замены громоздких бумажных рабочих инструкций.

Во-вторых, интернет вещей активно начал применяться в транспортном бизнесе. «У нас есть кейсы по решениям, связанным с контролем качества прокатной автомобильной техники. Небольшие устройства устанавливаются в автомобиль и контролируют его состояние, записывают ошибки водителя, и потом, когда эта машина приезжает в сервис технического обслуживания, эта история доступна к просмотру: техники видят, в каких передрягах побывал автомобиль и, где именно его необходимо чинить. Это позволяет оптимизировать процесс ремонта, ускорять его, — рассказывает Павел Ермошкин. — Простои уменьшаются, каршеринговая компания зарабатывает больше».

Примерно так же интернет вещей работает и в грузоперевозках. Компания-арендодатель занимающаяся лизингом грузовых автомобилей, смогла сэкономить на сервисном обслуживании, снизив количество высококвалифицированных техников в своих СТО. При этом обслуживание улучшилось, повторные ремонтные работы требовались реже — всё это благодаря возможностям аналитической платформы, собирающей и анализирующей данные, которые передаются с устройств в грузовиках. «Интересно, что само внедрение решения обошлось совсем не дорого: понадобилось разместить в машинах несколько дополнительных датчиков, и развернуть систему аналитики на базе платформы Hitachi Lumada», — делится подробностями Павел Ермошкин.

Вышло не только недорого, но даже получилось сэкономить на зарплатах. Наглядные графики по каждой машине позволили убрать высококвалифициованный персонал «с полей». Теперь они составляют планы действий на местах и передают их техникам с более низкой квалификацией, чтобы они знали, какой фронт работ им требуется проделать для конкретной единицы техники.

Дороги у нас всё те же

Если говорить о транспорте, то последнее время часто встречается пример отличного применения технологий IoT при создании беспилотных машин. Тестируются и легковые автомобили, и КАМазы с БЕЛазами. Действительно, это выглядит эффектно со стороны, и новости об успехах получаются очень кликабельными. Однако, как обычно, есть нюанс. Чтобы автоматизировать автомобильную отрасль, сделать машины с автопилотами и так далее, нам, как минимум, придется решить сначала другие задачи, вроде создания карты дорог в очень высоком разрешении, для того, чтобы робот мог хорошо распознавать место своего нахождения. «Сейчас решение этой задачи находится в самом начальном этапе, потому что сил и времени на неё требуется немало», — комментирует Павел Ермошкин.

Затем понадобится оборудовать все дороги специальными датчиками и привести их к единому стандарту. «У нас в стране и так-то дороги — это одна из бед, поэтому в масштабе государства проделать такую работу затруднительно, — говорит он. — Есть и российские, и зарубежные компании, которые подступаются к этой проблеме с разных сторон, но при этом понимают, что для достижения конечного результата нужно свернуть горы: поменять инфраструктуру, технологические процессы — и это займет не год и даже не три».

Пользователи помогут

Еще один, слегка неожиданный драйвер для интернета вещей обнаружился среди нас с вами. В целом, весь рынок начинает потихоньку применять эту технологию. Но за последние 2 года стала заметна ещё одна тенденция: IoT заинтересовал собой обычных пользователей. Это же выглядит привлекательно, когда можно не волноваться об открытом кране — а просто удаленно перекрыть его!

Когда только заговорили об «умных домах», проблематика использования интернета вещей была в начальной стадии развития. Создателям и пользователям пришлось наступить на большое количество грабель. «Сначала это была «хайповая» тема, любимая вещь на профильных выставках. Потом шумиха утихла, потому что по высокой цене предлагалось решение, которое нельзя было назвать в полной мере «умным домом». Это был, скорее, некий пульт с большим количеством кнопок, — вспоминает Павел Ермошкин. — Никакой автоматизации, никакой интеграции в привычную инфраструктуру. Да и связки с телефоном, по понятным причинам, не было. Думать за этот умный дом приходилось жильцам».

Сейчас всё изменилось. Появились операторы, которые предлагают датчики, полностью автоматизирующие необходимые процессы. Таких датчиков стало очень много, и цена на них снизилась весьма ощутимо. И хотя логику процесса вначале нужно продумать, потом, после настройки, всё работает без участия человека. Поэтому тема «умного дома» ожила вновь. Если раньше за него приходилось платить бешеные деньги, то сейчас, с появлением доступных датчиков, построить «умный дом» можно недорого. При этом сверхзнаний тоже не требуется: инфраструктура начинает вызревать, появляются решения «под ключ». Можно покупать услугу IoT и пользоваться ею.

Основным фактором развития интернета вещей является даже не улучшения сетей и расширение зоны покрытия, а появление большого количества конечных устройств и не меньшего количества готовых кейсов по работе с этой инфраструктурой. Особенно в случае, когда технологией пользуются обычные люди, а не компании. Чем доступнее устройства, чем проще они в работе, тем активнее ими будут пользоваться. А впоследствии эти же факторы подтолкнут и корпоративный сектор: для них подготовят предложения под различные задачи и не нужно будет проводить целую научно-исследовательскую работу в попытке ответить на вопрос, что же нужно конкретному предприятию.

Статьи Коронакризис загнал бизнес в гибридные облака

Из-за пандемии предприятия вынуждены форсировать цифровую трансформацию, мигрируя на гиперконвергентную инфраструктуру, гибридные облака и VDI с возможностью оплаты ИТ-ресурсов по мере потребления. Обновленная линейка решений Hitachi Vantara призвана помочь бизнесу справиться с вызовами эпохи коронавируса за счет исправления недостатков традиционных гиперконвергентных решений.

Читать полностью Эволюция отменяется. Почему инфраструктура в компании похожа на лоскутное одеяло

Конвергентную и гиперконвергентную структуру часто рассматривают как ступеньки на лестнице внутренней эволюции ИТ-инфраструктуры компании. От разрозненных «клеток»-компонентов мы постепенно идем к более сложным «организмам», а вершина этой горы — программно-определяемый ЦОД.

Читать полностью Отделяем горячее от холодного. Как дешево хранить данные в крупной организации

Моря пересыхают, океаны становятся больше, империи восстают из пепла и рушатся вновь, а такая вещь, как библиотека, по-прежнему нужна человечеству. Инфраструктура современных библиотек становится сложнее и разветвленнее, а объемы просто не сопоставимы с тем, что было совсем недавно. Перешедшие в цифру хранилища аккумулируют не только книги, но весь опыт человечества: рукописи, письма, фонограммы, музыкальные и звуковые архивы, изображения.

Читать полностью Как переплыть озеро данных и не утонуть

Каждый раз, когда появляется новая технология — мир радостно замирает перед открывшимися перспективами. Вот теперь-то всё изменится, навсегда. Так было с самым первым компьютером, с самой первой программой и с первой системой, установленной на предприятии. Но как только потребители начинают пользоваться — радостные ожидания тут же сменяются сложностями, которые возникают непрерывно.

Читать полностью Шесть задач управления хранилищами данных и методы решения

Когда первые электронные носители только появились на свет, вряд ли их создатели думали, что они — носители — смогут стать чем-то большим, чем средством для многократной записи и хранения данных. Пользователи и сейчас не подозревают, что от хранилищ, данных можно требовать чего-то иного.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg