Цифровая Фемида: онлайн-арбитр решит спор с интернет-магазином, но не с сервисом такси

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Представители фонда «Сколково» предложили государству предельно упростить разрешение споров между продавцами и потребителями товаров и услуг онлайн. Но из законопроекта об онлайн-арбитраже могут исключить услуги, для которых требуется собрать слишком много несетевых доказательств о качестве сервиса.

Из-под действия так называемого закона об онлайн-арбитре, который разрабатывается в ходе работы над программой цифровой экономики, могут вывести ряд сервисов. Речь идет об услугах, хотя и заказанных через Интернет, но предоставленных в офлайне: жилищно-коммунальных услугах, автомобильных сервисах, перевозке грузов и т. д., пишет РБК со ссылкой на материалы рабочей группы «Нормативное регулирование».

В частности, из-под регулирования предлагается вывести одну из самых популярных услуг - онлайн-заказ такси.

Законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (об онлайн-арбитре), а также поправки в закон «О защите потребителей» разрабатываются для досудебного урегулирования споров в онлайне между потребителями с одной стороны и продавцами товаров, а также компаниями, оказывающими услуги в Интернете, - с другой. В числе авторов инициативы - центр компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики фонда «Сколково».

Предлагается обязать онлайн-магазины, сервисы и маркетплейсы присоединяться к специальному информационному ресурсу, через который можно будет направлять претензии продавцу и привлекать независимых лиц в качестве посредников. Площадка, подключиться к которой сервисы в обязательном порядке будут должны до 1 января 2020 года, будет бесплатной для потребителей, а финансировать ее будут продавцы, говорится в описании проекта. 29 августа, рабочая группа должна отправить законопроект в правительство.

Исключить часть сервисов из регулирования авторы вынуждены из-за особенностей сбора доказательств о качестве предоставленной услуги, рассказали собеседники РБК, - многие нарушения потребуют от пользователей большого количества действий офлайн: сбора фотодоказательств, физического наличия договора об оказании услуг (например, для сервисов каршеринга) и т.д.

Из-под действия закона также предлагается вывести финансовые услуги, услуги в сфере связи и другие из тех сфер, в которых существует свое нормативное регулирование: финансовые услуги контролируются собственным регулятором - Центробанком, телекоммуникационные услуги - законом «О связи».

Как пояснил РБК директор департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергей Израйлит, недобросовестное исполнение онлайн-сервисами своих обязанностей потенциально влечет несколько рисков - репутационные (если потребитель напишет плохой отзыв о компании) или материальные (штраф от Роспотребнадзора или выплаты по суду). Последнее, как отметил Израйлит, не является в России распространенной практикой при оказании услуг на небольшие суммы, поэтому наиболее эффективным регулятором выступают отрицательные отзывы в Интернете. Однако этот механизм подвержен манипуляции: недобросовестные конкуренты зачастую сами пишут плохие отзывы. «Разрабатываемый рабочей группой законопроект направлен на создание площадки, где электронные доказательства могут быть юридически значимыми, в том числе при необходимости дальнейшего разрешения спора в суде», - отметил собеседник РБК. При этом Израйлит признал, что, если большая часть документации сервиса находится офлайн, регулировать такую площадку законопроектом нерационально.


Цифровая Фемида: онлайн-арбитр решит спор с интернет-магазином, но не с сервисом такси
На ту же тему:

В партии полагают, что принятие решений в автоматизированном режиме может привести к дискриминации отдельных граждан.

В письме отраслевых ассоциаций отмечается, что эти меры расширят доступ населения к цифровым технологиям, повысят устойчивость сетей, помогут созданию рабочих мест.

Ожидаемым итогом работ в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» станет определение приоритетных нишевых решений, на которых будет сосредоточена господдержка.

Онлайн-сегмент продуктового ретейлера в ближайшие два-три года может провести IPO.

В Минобрнауки утверждают, что программа на уровне правительства не получила финансирования по причине «нецелесообразности ее разработки».

Среди вопросов, которые будет курировать новый заместитель министра, - реализация национальной программы «Цифровая экономика».

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg