Под действие документа подпадут все соцсети, новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы, которые используют алгоритмы для формирования ленты. Это например Facebook, Instagram, YouTube, Spotify, «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка» и другие. Их обяжут предупреждать пользователей о том, что контент сформирован на основе анализа данных, и предоставлять возможность отказаться от рекомендаций. Кроме того, компании обяжут сделать публичной информацию о том, на основе каких именно данных формируются рекомендации и из каких они взяты источников. Подпадают ли под это онлайн-кинотеатры - вопрос дискуссионный, отмечал один из авторов инициативы депутат Антон Горелкин.
Идея регулирования рекомендательных механизмов появилась в марте, напоминает «Коммерсантъ»: предложения в Госдуму, Минцифры и Совет Федерации направило московское отделение Ассоциации юристов России. Там считают, что алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Продолжает председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев:
председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России
Facebook, WhatsApp и Instagram полностью отслеживают предпочтения потребителей и собирают данные в том числе вне соцсетей. Например, отслеживают поисковые запросы, и даже в режиме инкогнито. И, с одной стороны, такое регулирование позволит пользователям получить возможность отказаться от подобной слежки. Плюс ко всему эти алгоритмы не всегда корректно подбирают ленту или рекламу. Комментирует эксперт по информационной безопасности SoftLine Яков Гродзенский:
эксперт по информационной безопасности SoftLine
В то же время представители IT-отрасли считают такие предложения избыточными. Все необходимые нормы регулирования рынка в части рекомендательных алгоритмов уже есть. Это, например, закон «О рекламе». Гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев заявил (цитата по «Коммерсанту»): «Этот шаг можно сравнить с тем, чтобы запретить мерчендайзерам выкладывать товары на полках с учетом того, как часто их покупают, а городским властям - учитывать трафик на дорогах при их планировании». Кроме того, запрет алгоритмов рекомендаций скажется и, например, на подборках музыки и кино в стриминговых сервисах, указывает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
гендиректор ассоциации «Интернет-видео»
В ассоциации «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Amediateka) считают, что проблема сформулирована расплывчато, а сама идея «сырая». В то же время некоторые соцсети готовы к такому регулированию. Это в частности, «ВКонтакте», и также недавно Facebook выразил готовность предоставить своему наблюдательному совету доступ к алгоритмам формирования «умной ленты», отмечает «Коммерсантъ».
Рекомендуем:
В мире животных: каких диких зверей можно встретить в Москве и как они туда попали
Бизнесу стало легче дышать: власти смягчили правила надзора. В какой сфере это произошло
Как эффект от рекламы заставил мебельщика срочно расширять производство
Писатель Алексей Иванов - о блогерах и русском бунте