Рост рынка SaaS замедляется

Наиболее популярными в России решениями SaaS являются сервисы отчетности, однако этот сегмент уже близок к насыщению, поэтому общие темпы роста рынка SaaS cнижаются. Но даже несмотря на эту тенденцию приложения-как-сервис продолжают расти опережающими темпами по отношению к остальному рынку ИТ, свидетельствуют данные нового исследования CNews.

    • КиТ :: Будь в СЕТИ! KiT - Keep-inTouch :: RSS-лента
P.c{font-size:75%;text-align:right;}img{border:0;padding:1px;}table{display:table;border-spacing:10px;}td{display:table-cell;padding:10px;vertical-align:top;}.content img{float:right;}.hidden_block{display:none;}

Cовокупная выручка рейтинга CNews крупнейших поставщиков SaaS в 2020 г. увеличилась на 35%, достигнув ₽73,7 млрд. Хотя в абсолютных цифрах прирост оказался близок к результатам предыдущего года (₽21,4 млрд в 2019 г. и ₽19 млрд в 2020 г.), в процентном отношении темпы роста замедлились, приблизившись к общему показателю развития российского рынка ИТ в целом (для сравнения, в 2019 г. прирост рейтинга CNews SaaS cоставил 69%). Темпы роста неизбежно замедляются, так как рынок SaaS становится более крупным и зрелым, однако тенденция опережающего развития по отношению к другим сегментам ИТ сохраняется.

Потребность в облачных решения растет гораздо быстрее, чем рынок ИТ- в целом. SaaS - самый популярный сегмент

Динамика роста выручки участников рейтинга SaaS Динамика выручки участников рейтинга CNews100 Выручка участников рейтинга SaaS, ₽млрд

На первой позиции рейтинга в текущем исследовании оказался системный интегратор Softline (₽22,4 млрд, рост выручки - 66%), оттеснивший на второе место разработчика систем отчетности и электронного документооборота «СКБ Контур» (₽17,7 млрд, 15%), которые возглавлял рейтинг на протяжении нескольких предыдущих лет. Остальные компании лидирующей пятерки - «Тензор» (₽7,2 млрд, рост 15%), «Манго Телеком» (₽4,5 млрд, 36%), «Ростелеком (₽4,3 млрд, 80%), сохранили свои прошлогодние места в рейтинге.

Выручка от оказания услуг SaaS в 2020г., ₽тыс., включая НДС Выручка от оказания услуг SaaS в 2019 г., ₽тыс., включая НДС
Перейти к полной таблице

В рейтинге есть несколько новых участников, крупнейшими из которых являются поставщик средств электронной отчетности «Калуга-Астрал» (₽1,3 млрд, 10 место) и Mail.Ru/VK Cloud Solutions (₽600 млн, 15 место).

Рост числа участников рейтинга (с прошлогодних 30 до 35 компаний) позволяет с большей точностью судить о динамике российского рынка SaaS и тенденциях его развития. Однако показатели ряда важных для рынка поставщиков по-прежнему недоступны, например, не раскрывает свои результаты по продажам облачных продуктов компания «1С».

Доля средств отчетности сокращается

Среди всех продуктов SaaS наибольший оборот приходится на инструменты онлайн отчетности, электронного документооборота и бухгалтерского учета - ₽3,2 млрд или 41% совокупного оборота рейтинга. Провайдерами такого рода решений являются «СКБ Контур», «Тензор», «СберКорус», «Калуга Астрал», Docrobot и «Мое Дело». При этом другие категории продуктов SaaS обгоняют данное направление по темпам роста, поэтому удельный вес сервисов электронной отчетности и документооборота сократился по сравнению с 2019 г. (с 46% до 41%). В целом, сегмент отчетности близок к насыщению, поэтому общая доля таких инструментов в общей выручке SaaS постепенно будет снижаться и далее.

Как и в прошлые годы большая часть выручки провайдеров услуг SaaS приходится на решения для бухгалтерии, составления отчетов, средства докуметооборота. Но их доля понемногу падает.

Бухгалтерия, ЭДО, отчетность Продажа сторонних решений CRM, ритейл, маркетинг Виуртуальные АТС, средства коммуникации Другое

C точки зрения многообразия решений на первом месте находятся cистемы CRM и сходные по функционалу инструменты для маркетинга в сфере ритейла: в рейтинге представлено 13 компаний, занимающихся разработкой такого рода сервисов (крупнейшими являются «1С-Битрикс» и amoCRM). Однако с точки зрения выручки доля этого направления в «общем пироге» не столь велика, хотя и увеличилась (8% в 2019 г., 10% в 2020 г.).

Кроме того, в рейтинге отражены показатели разработчиков специализированных отраслевых SaaS-решений, включая площадку для электронных торгов, доставляюмую в виде SaaS-платформы (B2B-Center), средства автоматизации кассовой техники («Атол»), инструменты управления ресторанных бизнесом и предприятиями общественного питания (iiko), платформу для автоматизации юридической практики (Pravo Tech), сервис дистанционного обучения (Teachbase).

Помимо вендоров решений в рейтинге представлены системные интеграторы и облачные провайдеры, которые наряду с реализацией собственных решений также выступают в качестве реселлеров SaaS-решений других разработчиков, на такие компании приходится чуть более трети выручки рейтинга (38%, ₽28,3 млрд, крупнейшие поставщики - Sofline, «Ростелеком»).

C точки зрения многообразия решений на первом месте находятся cистемы CRM и сходные по функционалу инструменты для маркетинга в сфере ритейла

При этом следует отметить, что многие крупные облачные провайдеры ориентируются на развитие сервисов IaaS, в то время как SaaS является лишь сопутствующим продуктов. Например, SberCloud и «Яндекс» отказались от участие в рейтинге SaaS в связи с тем, что приложения-как-сервис занимают незначительную долю в общем обороте облачной платформы. Единственным исключением является Mail.Ru (VK Сloud Solutions): выручка данной платформы от SaaS в два раза превосходит показатели направления IaaS. Вместе с тем, есть много проектов, где IaaS и SaaS реализуются параллельно, поэтому в некоторых случаях провести четкую грань между двумя типами сервисов бывает сложно.

Интеграторы и облачные провайдеры растут быстрее разработчиков

По темпам роста бизнес интеграторов и облачных провайдеров, которые реализуют решения сторонних разработчиков, развивался быстрее чем у непосредственных вендоров SaaS, представленных в исследовании. Cреди участников рейтинга быстрее всего выручка росла у «Крок» (232%), «Ритейл Сервисез» (124%) и Mail.Ru (VK Cloud Solutions, 100%). В компании «Крок» высокая динамика показателей была связана с реализацией нескольких крупных проектов, в которых приложения-как-сервис были лишь одной из составляющих: «В большинстве реализованных проектов базовой инфраструктурой был IaaS, на базе которого разворачивалась инфраструктура и приложения клиентов, некоторое ПО клиенты также брали в аренду. Это могли быть, например, сервисы электронной почты или программные шлюзы безопасности», - объясняет Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса «Крок» «Облачные сервисы». Заместитель директора «Ритейл Сервисез» (разрабатывает решения в области логистики для ритейла) Игорь Зеленько сообщил, что в 2020 г. число проектов увеличилось втрое за счет подключения новых торговых сетей.

Среди других участников рейтинга, которые продемонстрировали высокие темпы роста, следует отметить iiko (84%), «Ростелеком» (80%) и Softline (66%). Компании iiko удалось увеличить выручку более чем в полтора раза даже несмотря на проблемы в ресторанной отрасли в связи с COVID-ограничениями. Директор по маркетингу iiko Ирина Ярославцева отмечает, что решение компании позволяет эффективно управлять издержками бизнеса за счет возможностей ERP-решения, кроме того, предусмотрен блок для автоматизации бизнеса по доставке готовых блюд и есть открытый API, который позволяет интегрировать в систему цифровые сценарии взаимодействия с гостями. «В пандемию эти возможности наших продуктов оказались определяющими», - отметила она.

В свою очередь, Павел Каплунов, генеральный директор «Ростелеком-ЦОД» обращает внимание, что пандемия привела к повышенному спросу на инструменты, связанные с организацией удаленной работы: «Основным драйвером развития сегмента SaaS в условиях пандемии стал повышенный спрос на виртуальные рабочие места, сервисы онлайн-коммуникаций и услуги виртуальной АТС. Кроме того, чтобы защитить свои данные в новых условиях, компании активизировали использование сервисов обеспечения информационной безопасности».

«SaaS-поставщики будут концентрироваться на самом продукте, а не на бэкенд-части, - прогнозирует Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud развитие самого популярного вида облачных сервисов. - Чем больше компаний переходят в «облако», тем выше спрос на решения, адаптированные под задачи конкретных индустрий. Это будет мотивировать провайдеров облачных услуг развивать партнерства с разработчиками ПО для отраслевых решений».

Поделиться Подписаться на новости

Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных.

В России произвели первую партию серверов «Яндекса»

«Яндекс» с партнерами выпустил первую партию серверов, изготовленных в России. Они основаны на базе разработанного в «Яндексе» сервера четвертого поколения. Такие серверы используют в дата-центрах для расширения облачной платформы Yandex.Cloud и в су...

Москва заняла второе место на международном конкурсе Global ICT Excellence Awards

Правительство Москвы заняло второе место среди государственных структур на международном конкурсе Global ICT Excellence Awards в номинации «Стартап-экосистема». Награду получают организации, реализовавшие наиболее успешные проекты поддержки стартапов...

Отряд «ЛизаАлерт» и билайн подводят итоги использования совместных технологий

Поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» и билайн подвели итоги высокого поискового сезона 2021 года. ...

Роскомнадзор раскрыл компании, подпавшие под закон о «приземлении»

В реестр попали 13 компаний и принадлежащие им ресурсы, в том числе Google, Meta, Twitter и другие. Согласно закону о «приземлении» ИТ-гиганты должны открыть в России филиал или юрлицо и зарегистрироваться на сайте Роскомнадзора Alphabet ...

Как сэкономить время при покупке полиса для квартиры

Компания «АльфаСтрахование» при поддержке билайн запустила возможность автозаполнения клиентских данных с помощью «Мобильного ID» при покупке полиса для квартиры. Это вдвое сократило время оформления страховки. ...

[Популярные социальные сети][*Добавить сайт]


Группы: ВК|Fb|Tw|OK

Рубрики
Каталог
Новости
Контакты
/*Выпадайка (простая) - для рубрик справа/внизу*/.advert ul, .content ul{list-style:none;}.rubcontent{border-radius:5px 10px 0 0;border:1px solid #542437;padding:1px;font-size:75%;font-weight:900;}.cd-accordion-menu li, .list_menu_compact li, .cd-accordion-menu_ya-share2 li{padding:0;margin-left:10px;}.hidden, label + .cd-accordion-menu, .cd-accordion-menu ul, .hidden:checked + label .equiv{display:none;}.hidden:checked + label + ul, .hidden:checked + label .trigramma{display:inline;}@media (min-width:801px){/*Моб.меню - скрыть*/ #mob_menu{display:none;}/*Новости - анонс*/ #phablet td{display:block;}}
ГлавнаяНовостиНовостиНовости, 202111Новости, 202111 → Рост рынка SaaS замедляется