Как будет развиваться EdTech

Влияние пандемии коронавируса будет еще не один год сказываться на состоянии практически всех отраслей мировой экономики. Сфера образования - не исключение, однако ее ИТ-сегмент получил мощный стимул для роста. Резко вырос интерес к дистанционному образованию, инвестиции в эту сферу увеличились вдвое. Дистанционным поневоле становится не только дополнительное, но и основное образование, так что можно смело полагать, что и мировой, и российский EdTech в ближайшие годы будут быстро развиваться.

    • КиТ :: Будь в СЕТИ! KiT - Keep-inTouch :: RSS-лента
P.c{font-size:75%;text-align:right;}img{border:0;padding:1px;}table{display:table;border-spacing:10px;}td{display:table-cell;padding:10px;vertical-align:top;}.content img{float:right;}.hidden_block{display:none;}

Цена пандемии

Несмотря на то, что рынок образования существенно пострадал от эпидемии коронавируса, его сегмент, связанный с информационными технологиями, от пандемии существенно выиграл. EdTech (этот термин часто используют как синонимом ставшего модным онлайн-образования, однако в него входит весь набор ИТ-средств, обеспечивающих процесс образования) получил мощный стимул для развития. В наибольшей степени вырос спрос на решения для получения образования «на дому», поэтому в самом большом выигрыше оказались компании, предоставляющие услуги удаленного доступа к знаниям, однако и компании, разрабатывающие ИТ-решения, также не остались внакладе.

Качественное представление о динамике рынка образования и его ИТ-сегмента можно получить из исследований компании HolonIQ, специализирующейся на изучении этой сферы. В начале «доковидного» 2019 г. и в начале 2021 г. (хотелось бы назвать его «постковидным», но, похоже, на это звание будет претендовать 2022 г., а то и 2023-й) эта компания выпускала отчеты, посвященные состоянию и прогнозам развития рынка образования и его ИТ-составляющей. Из сравнения графиков динамики образовательных рынков видно, что «постковидная» оценка рынка в 2020 г. на $500 млрд меньше, чем «доковидная» - 2018-го. При том, что по прогнозам от 2019 г. рынок в 2018-2025 гг. должен был довольно быстро расти.

Оценка размера рынка образования в 2019 г., $трлн Оценка размера рынка образования в 2021 г., $трлн 2,8 2,8 2000 г. 3,5 3,5 2005 г. 4,2 4,2 2010 г. 5,2 5,2 2015 г. 5,9 2018 г. 5,4 2020 г. 7,8 7,3 2025 г. 10,0 2030 г.

Рынок 2025 г. в прогнозе-2019 больше рынка по прогнозу от 2021 г. на те же полтриллиона. Заглядывать в 2030 г. в HolonIQ во втором прогнозе уже не рискнули. Так что сфере образования в целом пандемия обошлась очень дорого, и ее последствия будут ощущаться еще несколько лет.

При этом, что кажется парадоксальным, инвестиции в сферу образования резко выросли. Если в 2018 г. они составляли $4,2 млрд, то в 2020 г. - уже $16,1 млрд. Прогнозов в HolonIQ не дают, поскольку видно, что в последние годы инвестиционная привлекательность образования меняется скачкообразно: «рывки» 2015 и 2018 гг. сменяются спадами в год-два, возможно за резким ростом 2020 г. тоже последует период «затишья».

Интерес инвесторов к рынку образования крайне непостоянен. То объем инвестиции растет вдвое, то падает

Инвестиции в сферу образования, $млрд

Пока же за счет «рывка» 2020 г. довольно резко поднялась рыночная капитализация компаний, работающих в сфере образования. В 2018 г. она составляла $150 млрд при рынке в $6 трлн, в 2020-м - $300 млрд при рынке в $5 трлн. Это соотношение все еще хуже, чем по мировому рынку в целом (мировой рынок в 2020 г. - $80 трлн, суммарная капитализация - $88 трлн) или, например, в относительно «родственной» отрасли здравоохранения (рынок - $8 трлн, капитализация - $5 трлн), но прогресс очевиден.

При этом более 60% инвестиций в образование в 2020 г. пришлось на Китай (в 2018 г. - «всего» более 50%) - $10,2 млрд ($5,2 млрд в 2018 г.), на США - $2,5 млрд ($1,6 млрд), на Индию - $2,3 млрд ($0,7 млрд), на Евросоюз и Великобританию - $0,8 млрд ($0,7 млрд). То есть, европейский рынок, по сути, стагнирует, американский - развивается неплохо, но по сравнению с китайским и индийским рынков - крайне медленно.

В лидерах по темпам роста инвестиций - Китай и Индия, Европа стагнирует, доля

Инвестиции в сферу образования в 2018 г., $млрд Инвестиции в сферу образования в 2020 г., $млрд 5,2 10,2 Китай 1,6 2,5 США 0,8 2,3 Индия 0,7 0,8 Евросоюз и Великобритания 0,2 0,3 Остальной мир

Разрабатывать для китайского рынка - удовольствие для знатоков языка, а вот «англоязычный» индийский рынок - возможно, как раз то направление, в котором стоит работать EdTech-компаниям, желающим резко увеличить продажи и выйти на мировой рынок.

«Образовательные» ИТ выиграли от коронакризиса

Резкий рост инвестиций в условиях падения рынка неудивителен - востребованность онлайн-технологий увеличилась многократно. Соответственно - выросли и затраты на ИТ в общей доле трат на образование.

По данным исследования HolonIQ 2019 г., в 2018 г. расходы сферы образования на информационные технологии составляли менее 2,6% от общих ($152 млрд), прогноз на 2020 г. - 4,4% $342 млрд). Это, как отмечали в HolonIQ, существенно меньше, чем в других отраслях.

В 2021 г. оценили ИТ-сегмент сферы образования в 3,6% ($227 млрд), прогноз на 2025 г. - $404 млрд.

То есть, для цифровизации образования эпидемия коронавируса стала настоящим подарком - ее ход резко ускорился в связи с вынужденным массовым переходом на онлайн-обучение.

Впрочем, в HolonIQ считают, что эта доля все еще слишком мала, и уверены, что доля затрат на цифровые технологии будет расти.

При этом опережающими темпами будут увеличиваться затраты на передовые технологии - средства виртуальной/дополненной реальности, искусственный интеллект, роботов и даже блокчейн (надо полагать - для создания электронных дневников, в которых нельзя будет просто взять и заменить оценку, воспользовавшись логином учителя).

Затраты на средства виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта, роботов и блокчейн за 2018-2025 гг. вырастут многократно.

Инвестиции в «горячие» технологии в 2018 г., $млрд Инвестиции в «горячие» технологии в 2025 г., $млрд 1,8 12,6 AR/VR 0,8 6,1 Искусственный интеллект 1,3 3,1 Робототехника 0,1 0,6 Блокчейн

В 2025 г. на эти технологии придется 5,5% от общих затрат в сфере образования на ИТ, в два с лишним раза больше, чем в 2018-м (2,6%).

Онлайн с российской спецификой

Российский рынок образования, по оценке Высшей школы экономики, в 2016 г. составлял ₽1,8 трлн, на онлайн приходилось 1,1% (₽20,7 млрд). В 2021 г., как полагают исследователи, соответствующие цифры составят ₽2 трлн и 2,6% (₽53,3 млрд). То есть, в целом рынок вырос на 10%, а онлайн-составляющая - в 2,5 раза.

По оценкам экспертов Smart Ranking размер рынка в 2020 г. составил ₽53-54 млрд (рост за год - на 25%). В текущем году рынок может увеличиться до ₽60 млрд, а по самым смелым прогнозам - до ₽70 млрд.

Подавляющая часть выручки EdTech-компаний, чей бизнес Smart Ranking использовал при оценке динамики рынка, приходится на собственно услуги обучения в том или ином виде. Лишь шесть компаний из 80 указали, что заняты разработкой ИТ-решений в качестве одного из направлений бизнеса. Их выручка за год выросла на 64%, в то время как общая выручка участников рейтинга - более, чем на 100%.

Причина отставания компаний ИТ-сегмента, возможно, в том, что все крупные игроки рынка имеют собственные образовательные онлайн-платформы, поэтому большого спроса на классические образовательные онлайн-решения нет. Однако, если верить упоминавшимся оценкам HolonIQ, нас ждет резкий рост применения в образовании «горячих» технологий, в первую очередь ИИ и виртуальной/дополненной реальности, что может существенно изменить расстановку сил на рынке образования.

Однако сфера образования - это не только «новомодный EdTech. Поэтому в первом рейтинге поставщиков ИТ в образование, собранном CNews Analytics, среди двух десятков участников - как EdTech-компании, так и компании, переведшие в онлайн ранее офлайновые курсы и поставщики инфраструктурных решений.

Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2020 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Динамика 2019/2020 гг., %
Перейти к полной таблице

Выручка топ-10 рейтинга CNews в 2020 г. почти на 80% больше выручки топ-10 в 2019 г. (учитывались показатели участников рейтинга этого года). Подробнее о рейтинге можно прочитать статье «Выручка лидеров российского рынка ИТ для образования выросла на 80%».

Инвестиции в российский EdTech: деньги и кадры

Слишком быстрый рост порождает проблемы. В случае EdTech это, в частности, обострение «цифрового неравенства». Как отметил Игорь Морозов, ректор «Акадеии АйТи», нагрузка на обеспечение детей средствами дистанционного обучения – компьютерами, интернетом, легла на плечи семей. И далеко не всем она была и есть по силу. Это, разумеется не только российская проблема (в России интернет как раз относительно дешев), но достаточно важная.

Однако, как полагают эксперты у российского EdTech отличные перспективы. Как отметили, подводя итоги 2020 г. в Российской ассоциации электронных коммуникаций, российский EdTech входит в тройку наиболее привлекательных ниш для инвестиций. В отчете агентства инноваций Москвы «Рынок венчурных инвестиций Москвы 2020» EdTech занял третье место по объему инвестиций ($77,4 млн), уступив лишь сектору электронной коммерции ($156,4 млн, из них 90% - в Ozon) и развлекательной сфере ($126,2 млн). До этого пять лет сектор находился за пределами первой пятерки, но в условиях пандемии инвестиции в него выросли на 608%, количество сделок - на 164%.

«Конечно, как и положено среди стартапов, девять из десяти умрет, а в случае EdTech, вероятно, 99 из 100 умрет, - считает Игорь Морозов. - Но все же здесь обязательно будут появляться реальные интересные технологии, на основе которых можно строить интересные образовательные процессы».

Крупнейшей сделкой прошедшего года стала покупка Mail.ru Group 25% доли в проекте «Учи.ру» за ₽3,75 млрд, в этом году интернет-гигант объявил о создании образовательного холдинга на основе ранее приобретенных проектов.

В 2021 г. таких крупных сделок пока не заключалось, но можно отметить, что бывший замминистра науки и высшего образования Денис Солодовников стал директором по взаимодействию с государственными органами в Talenttech. Раньше экс-госслужащие такого ранга выбирали, как правило, или собственный бизнес или предприятия более традиционной сферы. Выбор Дениса Солодовникова можно тоже считать признаком изменения статуса сегмента онлайн-образования.

Поделиться Подписаться на новости

Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных.

Тест для «неквалов»: как будут работать новые правила доступа к рисковым бумагам?

Хотите торговать в кредит - пожалуйте на экзамен. Осенью начнут действовать новые правила доступа неквалифицированных инвесторов к сложным инструментам. Что изменится?...

15 июня. О чем пишут газеты

По итогам мая 2021 года инфляция в США составила 5% и оказалась максимальной за 13 лет, последний раз такие показатели демонстрировались непосредственно перед финансовым кризисом 2008 года, пишут «Известия». Однако американская экономика является не ...

«Яндекс.маркет» открыл сортировочные центры в 10 городах России

«Яндекс.маркет» открыл еще 10 сортировочных центров по России, увеличив их общее число с начала года более чем в пять раз. Это позволит локальным магазинам торговать на маркетплейсе со своего склада, поможет им найти новых покупателей, а также ускори...

Власти сговорились с «Билайном», МТС, «Мегафоном» и Tele2 вместе убить телефонный спам

ФАС и сотовые операторы «большой четверки» подписали меморандум о борьбе с телефонным спамом. Некоторые операторы уже использует системы для выявления спам-звонков, но для эффективной борьбы со спамерами нужна консолидация участников рынка. Ме...

Глава «Хоум кредит» в интервью CNews: В банке минимум 50% людей должны быть связаны с ИТ

Банковский бизнес вчера, сегодня и завтра - как он меняется в условиях цифровизации? От каких технологий можно ожидать прорыва, а какие устарели? О перспективах цифрового рубля и экосистем, особенностях взаимодействия между государственными и банковс...


Группы: ВК|Fb|Tw|OK
Рубрики
Каталог
Новости
Контакты
/*Выпадайка (простая) - для рубрик справа/внизу*/.advert ul, .content ul{list-style:none;}.rubcontent{border-radius:5px 10px 0 0;border:1px solid #542437;padding:1px;font-size:75%;font-weight:900;}.cd-accordion-menu li, .list_menu_compact li, .cd-accordion-menu_ya-share2 li{padding:0;margin-left:10px;}.hidden, label + .cd-accordion-menu, .cd-accordion-menu ul, .hidden:checked + label .equiv{display:none;}.hidden:checked + label + ul, .hidden:checked + label .trigramma{display:inline;}@media (min-width:801px){/*Моб.меню - скрыть*/ #mob_menu{display:none;}/*Новости - анонс*/ #phablet td{display:block;}}
ГлавнаяНовостиНовостиНовости, 202112Новости, 202112 → Как будет развиваться EdTech