Пора ли инвестировать в метавселенные и на что здесь обращать внимание

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Метавселенная стремительно становится горячей инвестиционной темой. Стоит ли вкладывать деньги в только зарождающееся явление и за какими компаниями следить.

Уже практически все крупные технологические компании одна за одной заявляют, что начинают разрабатывать свои метавселенные, программное либо аппаратное обеспечение для них. Инвесторы анализируют, во что стоит вкладываться, а какие направления еще подождут. И даже последние крупные сделки слияний и поглощений не обошли эту тему: начало 2022 года ознаменовалось покупкой Microsoft компании Activision Blizzard - одного из крупнейших и старейших разработчиков компьютерных игр.

Ключевым моментом в истории метавселенной как полноценной инвестиционной и бизнес-идеи можно считать громкое переименование Марком Цукербергом своей компании Facebook в Meta Platforms, которое произошло в октябре 2021 года. Именно тогда широкая общественность познакомилась с термином «метавселенная». Сейчас уже онлайн-игра в виртуальной реальности Horizon Worlds от Meta доступна пользователям в США и Канаде.

Индустрия 4.0 Что такое метавселенная и почему все о ней говорят

Зачем нам метавселенная?

Увлечение метавселенной может быть объяснено рядом причин:

Метавселенная, блокчейн и экономические модели будущего

Чтобы понять инвестиционные возможности, которые открывает метавселенная, для начала надо дать ей определение. Сделать это пока непросто, ведь это явление только формируется и активно изменяется, и четкого официального определения у него пока нет.

Хорошим вариантом определения может быть формулировка фонда Grayscale Investments, поскольку она покрывает все важные аспекты.

Вольный перевод звучит так: «метавселенная - это совокупность взаимосвязанных 3D-виртуальных миров, где люди, находящиеся физически где угодно, могут общаться в режиме реального времени и формировать интернет-экономику, охватывающую цифровой и физический миры». Издание The New York Times определяет термин как слияние двух идей - виртуальной реальности и цифровой второй жизни. Сам термин «метавселенная» был введен писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в романе 1992 года «Лавина». В нем он описал всемирное киберпространство, в котором люди взаимодействуют друг с другом с помощью цифровых аватаров.

Полностью раскрыть экономический потенциал Web 3.0 поможет трехмерная визуализация, ведь 3D-объекты нам куда более привычны, и заплатить за такой предмет будет проще. Таким образом, можно говорить, что метавселенные являются визуальным представлением Web 3.0.

Экономика инноваций Голографика и неон: как меняется дизайн в эпоху VR и метавселенных

Но важнейшей частью метавселенной будет не трехмерная визуализация, а элемент децентрализованной экономики, работающей на блокчейн-технологиях. Именно такие технологии, по мнению аналитиков Goldman Sachs, будут фундаментом Web 3.0. Они дают возможность пользователям безопасно фиксировать права собственности в виртуальном, а потом и физическом мирах, а также автоматически производить транзакции через смарт-контракты. Блокчейн-технологии, помимо этого, являются основой для криптовалют и криптоактивов, поэтому все эти цифровые сущности также будут важными компонентами метавселенных.

Кроме экономического аспекта эксперты также выделяют такие свойства метавселенной как бесконечное существование (единожды запущенная, она никогда не сбрасывается и не приостанавливает работу) и безграничность аудитории (нет пределов на количество пользователей, любой человек всегда может подключиться и функционировать в метавселенной). Сначала кибервселенных будет много, они уже создаются крупными игроками рынка технологий, но со временем они будут объединяться в единый цифровой 3D-континуум.

Гейминг как образец для развития метавселенных

Авангардом применения элементов метавселенной была и остается индустрия гейминга. Шлемы виртуальной реальности начали использоваться для гейминга еще в начале 1990-х годов. И уже тогда в играх был реализован многопользовательский режим, как, например в Doom II.

Гейминг, как и интернет, прошел трехстадийную эволюцию от концепции «pay-to-play» (монетизация игр через их продажу) к концепции «free-to-play» (сами игры почти бесплатны, но монетизируются через создание внутриигровой экономики цифровых активов) и затем к текущей концепции «play-to-earn». Это совершенно новая парадигма, в ней игроки динамично участвуют в цифровой экономике, могут переносить артефакты и аватары между играми, собирать виртуальные предметы коллекционирования, создавать свои собственные игры, контролировать свой опыт и многое другое. Активное присутствие в играх позволяет зарабатывать, и немало. И это очень похоже на метавселенную.

Поэтому разумно предположить, что развитие метавселенных скорее всего будет опираться на текущие технологии гейминга. Эти технологии будут адаптированы и планомерно масштабированы на все виды деятельности человека, которые можно оцифровать. Вероятно, что первыми в метамиры уйдет общение через социальные сети и видеоконференции.

Индустрия 4.0 Удаленная работа в VR: опыт компаний HP, HTC, Schlumberger и МТС

Инвестиции в метавселенные

Руководитель тематических исследований инвестиционного банка Jefferies Саймон Пауэлл считает, что сейчас инвесторы должны рассматривать метавселенную как ранний интернет конца 1980-х годов. Для ее функционирования потребуется специфическое аппаратное и программное обеспечение, объединенные в комплекс.

В первую очередь инвесторам следует сосредоточить внимание на поставщиках оборудования для метавселенных и инфраструктурных операторах. Можно предположить, что аппаратное обеспечение будет в значительной степени основываться на мощных графических процессорах и потребует очень надежной и быстрой передачи данных, так как объем генерируемого и передаваемого трафика будет гигантским.

Так, старший вице-президент Intel Раджа Кодури считает, что для устойчивых и иммерсивных вычислений, масштабируемых и доступных миллиардам людей в режиме реального времени, потребуется повышение вычислительной эффективности в 1 000 раз по сравнению с сегодняшним уровнем техники.

Также участникам метавселенных будут необходимы гарнитуры для глаз и перчатки с обратной тактильной связью, которые скоро появятся. Далее будет необходим полный тактильный костюм.

Также инвесторам надо сфокусироваться на разработчиках базового программного обеспечения. Вместе эти компоненты создадут полноценную функционирующую платформу. И наконец затем можно будет финансировать множество разработчиков, которые будут работать внутри этой платформы и решать различные специфические задачи.

Пока развитие таких платформ находится в начальных фазах. Тысячекратное умощнение вычислительной мощности компьютерных систем - это вопрос 5-10 лет. Например, компания Baidu заявила, что для создания собственной полноценной метавселенной ей потребуется шесть лет. Вероятно, придется подождать и полноценного развертывания мобильной связи шестого поколения.

Уже сейчас экспозицию на метавселенную можно сформировать из публичных бумаг.

Помимо Meta (бывшего Facebook), аналитики рекомендуют обратить внимание на Microsoft, Unity Software, Roblox, Amazon.com, Autodesk, Matterport, NVIDIA, AMD, Alibaba, Baidu. В Канаде уже торгуется биржевой фонд Horizons Global Metaverse Index ETF (MTAV). Недавно и американская инвестиционная фирма ProShares подала заявку на регистрацию биржевого торгуемого фонда, также ориентированного на метавселенную - фонд будет называться ProShares Metaverse Theme ETF. Оба фонда будут отслеживать индекс Solactive Global Metaverse Index (SOMETAV), который включает в себя многие из вышеупомянутых публичных имен.

Разумеется, лучшие инвестиционные возможности пока спрятаны в недрах малых частных компаний (например, Render Network или Graphcore) и розничному инвестору они недоступны.

Риски инвестиций в метавселенные

Инвестиции в метавселенные также несут в себе и риски, многие из них - сложно конфигурируемые. Огромные объемы вычислений, необходимые для функционирования подобных платформ, потребуют соответствующего количества энергии, желательно «зеленой». А иначе в адрес метавселенных поднимется волна критики за несоблюдение углеродной нейтральности. Если этот вопрос останется нерешенным, крупные инвесторы могут утратить интерес, например, из-за репутационных или политических рисков.

Также пока неясно, сумеет ли общество построить реально децентрализованное киберпространство по образу Decentraland, либо же в нем будет доминировать ряд крупных игроков, как это сейчас происходит, например, с социальными сетями, где крупные компании откровенно преследуют свою повестку, де-факто цензурируют контент и регулируют доступ пользователей в сети. Достаточно вспомнить, как операторы крупнейших соцсетей поступили с Дональдом Трампом. Именно за неспособность стать нейтральными и объединяющими для всех соцсети все чаще подвергаются критике.

Индустрия 4.0 7 смертных грехов Facebook: главные претензии общества к Марку Цукербергу

Вопросы приватности и кибербезопасности приобретут в метамировых проектах особую важность, так как значительная часть жизни людей будет проходить уже именно там - туда мигрирует экономика, культура, образование, общественная жизнь, а может быть, и спорт. Риски получения хакерами контроля над таким континуумом могут быть неприемлемыми.

Болезненный вопрос госрегулирования пока остается за горизонтом, но он точно появится на радаре у инвесторов, если метавселенные станут набирать такую же популярность, как криптовалюты или соцсети. Правительства не смогут оставить без внимания такие важные объекты, ибо их влияние на общественную жизнь станет колоссальным, а это уже вопрос национальной безопасности. Кто-то считает даже, что следующая мировая война может произойти уже в киберпространстве.

В заключение можно попытаться заглянуть еще дальше в будущее. Если парадигма Web 3.0 получит широкое распространение, и метавселенные действительно станут неотъемлемой частью жизни человечества, то следующим этапом развития интернета (Web 4.0) может стать уже полноценная матрица, как в известной кинофраншизе. Футурологи считают, что это может произойти через 40-50 лет, когда станет возможным создание кибер-биологических систем, то есть интернет получит элементы биологии. Но учитывая экспоненциальный характер развития технологий, это может произойти и раньше.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg