ИКТ-аппетиты государства растут: будет ли Россия в числе мировых цифровых держав

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Госсектор по-прежнему остается главным заказчиком на российском ИТ-рынке. Однако точную цифру объемов госзаказа назвать невозможно. Государство продолжает развивать тему импортозамещения, стимулирует федеральные и региональные власти ускорить цифровую трансформацию, старается поддержать отечественных разработчиков.

Российский рынок ИТ в госсекторе: цифры

Полных данных о расходах российских госведомств на ИКТ в публичном доступе традиционно нет. В частности, нет информации о закупках, в том числе и в сфере ИКТ, силовых ведомств. О размере и динамике трат государства российского на инфокоммуникационные технологии можно судить на основании отдельных данных и экспертных оценок.

«Верхушку айсберга» показывает рейтинг CNews Tenders, который собирает агентство CNews Analytics, в нем фигурируют 100 крупнейших тендеров, проводимых в соответствии с законом 44-ФЗ (без, как уже говорилось, силовых ведомств, а также некоторых других категорий закупок). В 2020 г. общая сумма 100 крупнейших контрактов, заключенных госорганами и их подведомственными организациями, составила ₽104,48 млрд. В 2019 г. сумма 100 крупнейших контрактов составляла ₽148,08 млрд, однако, несмотря на формальное падение общей суммы госзаказа в рейтинге CNews Tenders 2020, CNews Analytics все же склонен констатировать общую тенденцию к росту крупного ИКТ-госзаказа. В 2019 г. результат во многом определила «мегазакупка» Минкомсвязи на ₽50,86 млрд. Без учета этого разового мегатендера, сумма закупок в CNews Tenders по итогам 2019 г. составила бы ₽97,22 млрд, приблизительно на 40% больше, чем в 2018-м, а в 2020 г. рост составил бы 7,5%.

Суммарная выручка 50 ведущих поставщиков в госсектор и порог входа в рейтинг поставщиков увеличились, по сравнению с 2019 г., до ₽224,9 млрд (рост -29%) и ₽340 млн (33%) соответственно.

Выручка от проектов в госсекторе в 2020 г., с НДС, ₽тыс. Выручка от проектов в госсекторе в 2019 г., с НДС, ₽тыс.
Перейти к полной таблице

По данным электронной торговой площадки «ТЭК-Торг», объемы государственных ИТ-закупок в 2020 г. по 44-ФЗ выросли почти на 16%, с ₽211 млрд до ₽245 млрд. А закупки по 223-ФЗ (закупки госкомпаниями, естественными монополиями и пр.) сократились на 6%, с ₽355 млрд до ₽334 млрд. В сумме это дает рост с ₽566 млрд до ₽579 млрд, на 2%, «в пределах погрешности измерений».

В начале 2021 г. Минцифры провело инвентаризацию государственных ИТ-систем и пришло к выводу, что их создание и обслуживание обошлось бюджету страны различных уровней в ₽460 млрд без учета средств, потраченных на создание и развитие обслуживающих системы ЦОДов. В этой сумме расходы в ₽271 млрд понес федеральный бюджет, а на региональные расходы пришлось порядка ₽189 млрд. Всего в госсекторе эксплуатируется почти 4,3 тыс. ИТ-систем, из них 826 на федеральном уровне.

Ключевая национальная программа в сфере цифровизации России - «Цифровая экономика». По данным Федерального казначейства, на 1 октября было израсходовано всего 28% выделенных средств, ₽44,5 млрд из ₽156,4 млрд.

Судьба еще одной госпрограммы, ориентированной, прежде всего, на развитие цифровых государственных сервисов для граждан, «Информационное общество», не очень понятна. В марте 2021 г. Минцифры решило серьезно пересмотреть список предусмотренных ею мероприятий и объемы их финансирования. Так, из федерального бюджета предлагалось направить сумму в размере ₽278,7 млрд на 2021 г. (утвержденный на сегодня годовой бюджет госпрограммы составляет ₽274,3 млрд), ₽325,1 млрд в 2022 г. (сейчас ₽330,2 млрд), ₽305,2 млрд в 2023 г. (сейчас ₽304,9 млрд) и ₽319,6 млрд в 2024 г. (сейчас ₽267,3 млрд). Однако информации о дальнейшей судьбе этих поправок обнаружить не удалось.

Что касается регионов, то в начале 2020 г. планировалось, что, по сравнению с 2019 г., их суммарные затраты на ИКТ увеличатся на 31,6% и достигнут ₽212,4 млрд. Основная причина столь стремительного роста - выделение регионам субсидий на создание цифрового контура здравоохранения на базе ЕГИСЗ. Анализ финальных версий региональных бюджетов показал, что, несмотря на пандемию и экономические сложности прошедшего года, суммарные ИКТ-расходы регионов выросли до ₽225,1 млрд, что на 39,5% больше, чем в 2019 г. и на 6% больше, чем было выделено в начале 2020 г. Запланированные суммарные ИКТ-расходы российских регионов в текущем 2021 г. должны составить ₽181,2 млрд, это на 19,5% меньше, чем фактические расходы в 2020 г. Причина - снижение финансирования цифрового контура в здравоохранении.

Российский рынок ИТ в госсекторе: мнения

Оценки экспертов из компаний - ведущих поставщиков ИТ в госсектор относительно динамики госрасходов в 2020 г. весьма различны.

«Драматического изменения доли рынка госсектора в период пандемии не могу отметить, на мой взгляд, она не уменьшилась и не увеличилась», - считает Алексей Кулешов, директор департамента аудита и консалтинга группы компаний ОТР.

Игорь Лейпи, директор управления по работе с государственными организациями компании Softline, полагает, что количество проектов в госсекторе за последние полтора года значительно не менялось. «Были колебания в пределах 15%. Причем, если в начале пандемии даже был заметен рост за счет внеплановых проектов по организации удаленной работы или оснащению общественных мест системами теплометрии, сейчас ковидные ограничения стали тормозить проекты, - говорит он. В частности, локдауны автоматически влекут за собой переносы в проведении конкурсов и, соответственно, в реализации проектов. Также среди причин сокращения объемов госзаказа, Игорь Лейпи называет нехватку полупроводников и постановление правительства №1432 от 28 августа 2021 г., которое вступило в действие перед самым активным периодом проведения закупок, что автоматически отменило сотни подготовленных госзаказчиками конкурсных процедур.

По мнению Андрея Бурина, руководителя департамента по работе с государственным сектором компании «ФОРС – Центр разработки» (группа компаний ФОРС), в среднем по отрасли за 2020–2021 гг. наблюдается сокращение соответствующих бюджетов на 10-30%. «Все понимают, что государство для борьбы с пандемией вынуждено оптимизировать бюджеты и изыскивать резервы, сокращая отличные от социальных статьи расходов», - говорит он.

А вот Кирилл Меньшов, старший вице-президент по ИТ компании «Ростелеком», считает, что рынок растет и одним из косвенных доказательств видит рост потребности в ИТ-специалистах. По оценкам ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, в 2019 г. количество сотрудников в ИКТ-отрасли составляло около 1,8 млн человек. По прогнозам ассоциации, с учетом ускорения цифровой трансформации, общая годовая потребность в высококвалифицированных ИКТ-кадрах к 2024 году увеличится на четверть и достигнет 290-300 тыс. человек в год.

Рост спроса на ИТ, по крайней мере со стороны регионов, отмечает и Денис Агеев, директор по разработке и производству систем виртуализации и видеоконференцсвязи НИИ «Масштаб»: «В настоящее время мы видим увеличение спроса и востребованности наших продуктов, в том числе со стороны регионов, что позволяет говорить о начале второй волны цифровизации экономики, нацеленной на устранения цифрового неравенства или «разрыва» основных промышленных регионов и городов миллионников».

Есть методологические проблемы, считает Виктория Бухар, коммерческий директор компании «ЛАНИТ-Интеграция» (группа компаний ЛАНИТ). «Доля проектов государственного сектора на ИТ-рынке сейчас объективно значительная, - говорит она. - Но для определения ее размера необходимо создать методику, ведь по мере проникновения «цифры» в деятельность организаций границы ИТ сильно размываются и отнесение к ним многих проектов может быть волюнтаристским».

Рейтинги цифровой трансформации

В конце января 2021 г. был сформирован первый рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств. Позиция в нем определялась качеством подготовки ведомственных программ цифровой трансформации, степенью кадровой обеспеченности, наличием успешных проектов в сфере искусственного интеллекта, качеством выполнения поручений правительства руководителями цифровой трансформации и другими показателями. Лидерами цифровизации стали Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минпромторг, Роспатент, Минсельхоз, ФНС и МЧС. В числе отстающих Росмолодежь, Росморречфлот, Росархив, Минприроды. По результатам рейтинга были уволены 10 из 62 замруководителей по цифровой трансформации.

В апреле появился новый рейтинг, который рассчитывался на базе 15 критериев. Одним из ключевых стал уровень цифрового взаимодействия с гражданами (обратная связь, услуги в электронном виде, доля обращения в электронной форме и прочее). Также в число критериев вошли качество кадрового потенциала служб, отвечающих за цифровизацию, доля проникновения технологий искусственного интеллекта, кассовое исполнение мероприятий нацпроекта, внедрение продвинутых систем делопроизводства и др. По новой методике лидерами были признаны Росстат, Ространснадзор и МЧС, а аутсайдерами - Минвостокразвития, ФСИН, Росморречфлот, Росмолодежь, Росархив и Федеральное агентство по делам национальностей.

В августе на совещании у Дмитрия Чернышенко, заместителя председателя правительства России, с руководителями цифровой трансформации федеральных органов власти было сказано, что по итогам первого полугодия лидерами цифровой трансформации стали Росаккредитация, ФНС и Минкультуры. На последних местах ФАДН, Минэкономики, ФАС, Минтранс, Росморречфлот и Минспорта.

В марте 2021 г. Минцифры решило заняться разработкой аналогичного рейтинга цифровизации регионов. Судя по всему, он должен появиться в конце 2022 г. Примерно в то же время утверждение федерального проекта «Цифровой регион» было отложено на осень ввиду необходимости его доработки с учетом стратегий цифровизации различных регионов. В Правительстве пока нет единой позиции о будущем проекта, стоимость которого на период до 2024 г. оценивалась в ₽137 млрд. В Минцифры и вовсе предлагают от него отказаться.

Импортозамещение: не обязанность, а необходимость

Продолжается движение в сторону максимальной замены иностранных продуктов на отечественные аналоги как в госведомствах, так и в госорганизациях, особенно тех, кто попадает под понятие критической инфраструктуры. Правила закупки иностранного ПО и оборудования усложняются. И если с импортозамещением софта дела обстоят более-менее благополучно по причине наличия довольно большого числа российских аналогов и возможности использования облачных решений, то с «железом» все сложнее.

Госзаказчики обнаружили механизмы законного обхода требования правительства о 50% импортозамещении при закупке компьютерной техники. Власти намерены бороться с этим путем усиления контроля над закупками и внедрения новых санкций за нарушения. Так, в сентябре 2021 г. правительство установило запрет на закупку госорганами зарубежных серверов, ПК, ноутбуков и планшетов. Для множества других категорий импортного «железа» правила участия в гостендерах также ужесточились. Если хотя бы одно предложение подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик обязан закупить именно ее.

Вместе с тем, на смену лозунгам о тотальном импортозамещении постепенно приходит понимание того, что оно должно быть еще и выгодно. «Основная цель государственной политики импортозамещения заключается не сколько в увеличении «в лоб» количества закупок отечественных продуктов, а в комплексном, постепенном переоснащении критически важных предприятий без прерывания сложившихся бизнес-процессов», - говорит Денис Агеев. Производители и заказчики начинают получать все более ощутимую поддержку от государства. Одна из последних инициатив - возможность приобрести отечественное ПО за полцены для предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, государство стремится усовершенствовать процесс выбора продуктов-аналогов. Так, Минцифры решило проредить реестр отечественного ПО и удалить из него около тысячи приложений, не соответствующих действующим требованиям. Для этого был запущен первый за шесть лет работы реестра аудит. Под угрозой удаления находятся программы, чьи правообладатели исключены из Единого госреестра юрлиц. Также это может коснуться софта, не соответствующего действующим требованиям для включения в реестр. На середину ноября 2021 г. в нем было 11881 программный продукт от 3740 производителей. По оценкам экспертов, ревизия может привести к исключению из реестра до 30% продуктов.

В ближайшее время может стартовать давно запланированный властями и весьма ожидаемый отраслью процесс интеграции реестра отечественного ПО при Минцифры и реестра российской радиоэлектронной продукции при Минпромторге. В то же время, сомнения властей в том, с какого года делать обязательным применение отечественных процессоров для признания вычислительной техники на их основе российской, похоже, разрешатся в пользу того, что обязательность надо упразднить вовсе.

«ГосТех» и маркетплейсы для ведомств и разработчиков

Еще одна инициатива Минцифры - создание платформы «ГосТех», на которой будут собраны государственные информационные системы. «Реализуется и модернизируется огромное количество государственных информационных систем. Проектов стало так много, что возникла потребность в создании единой технологической среды и безопасной инфраструктуры для госсервисов, а также единых стандартов управления разработкой при создании цифровых государственных сервисов и информационных систем», - отмечает Кирилл Меньшов.

Как рассказал Алексей Кулешов, в экспертных кругах эта тема обсуждается уже около 7 лет: есть референсы в Новой Зеландии, Южной Корее. В Великобритании прекрасный пример - UK Government G-Cloud. Опыт зарубежных коллег показывает, что нужно отказываться от больших ГИСов, приходить к общегосударственной ИТ-платформе и на ней делать прикладные сервисы. «Экспертное мнение было услышано, эта идея теперь заложена в «ГосТехе». Пока проект реализуется в ограниченном количестве ведомств, но, судя по энергии, с которой воплощается идея, интенсивность будет увеличиваться. Конечно, «ГосТех» должен преодолеть так называемые «детские болезни». Сейчас есть определенная проблематика, но она будет решена», - уверен Алексей Кулешов.

Использование «ГосТех» региональными и федеральными властями может стать обязательным с 2024 г. Для тех, кто в период с 2022 г. по 2024 г. будет создавать свои системы на этой платформе, предусмотрены субсидии в размере ₽600 млн. Однако ведомства должны будут делиться типовыми решениями с другими регионами, которые смогут подключиться к платформе и сразу их использовать.

Для разработчиков «ГосТех» - это возможность продавать свое ПО госорганам без тендеров. По словам главы Минцифры Максута Шадаева, правила их присоединения к платформе формируются прямо сейчас, а законопроект, который уточнит ряд положений в отношении «ГосТеха», а также установит порядок размещения на ней сервисов и проведения вышеупомянутых закупок, будет разработан до конца 2021 г. и принят в 2022 г. во время весенней сессии Госдумы.

Еще один маркетплейс для распространения отечественного промышленного программного обеспечения создает Минпромторг. В каталоге магазина будут представлены программы, предназначенные, в первую очередь, для управления различными производственными процессами, а также для сбора данных с различных объектов. Там будет размещено ПО для проектирования изделий и других промышленных нужд. Полностью завершить создание маркетплейса Минпромторг, согласно дорожной карте, намерен в 2024 г.

Электронный паспорт

Еще один государственный проект - переход на электронные паспорта - зародился еще в 2013 г., и в очередной раз появился в списке актуальных инициатив в конце 2020 г. Изначально предполагалось, что процесс будет запущен не позднее 1 декабря 2021 г. Однако инициатива властей вызвала серьезные возражения. Например, президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперскаявысказалась против введения в России электронных паспортов. Она видит в переходе на новый стандарт главного документа гражданина гигантские риски. Как показал опрос SuperJob, не поддерживают идею властей и граждане: лишь трое из 10 россиян согласны обменять свой классический удостоверяющий личность документ на пластиковую карту.

В итоге власти отодвинули выдачу электронных паспортов на год - до конца 2022 г. такого типа документы должны появиться в трех пилотных городах страны. Речь идет о двух видах паспорта. Первый – это пластиковая смарт-карта с нанесенными на нее персональными данными владельца, продублированными на спрятанном внутри нее чипе. Второй вид - это специальное мобильное приложение, позволяющее при необходимости предъявлять не смарт-карту, а сгенерированный им QR-код. Другими словами, потеря или кража смартфона в будущем может быть приравнена к утрате паспорта со всеми вытекающими последствиями.

«В Европе существует индекс DESI (Digital economy and society index), у нас же реализуется большой национальный проект под названием «Цифровая экономика». На мой взгляд, при сопоставлении структуры индекса DESI с набором проектов, из которых состоит «Цифровая экономика», пересечение составит 60–70%. Соответственно, при успешном достижении целей нашего национального проекта, российская экономика станет полностью «цифровой», - резюмирует Кирилл Меньшов.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg