ИТ-кадры для промышленности будут готовить в специальном образовательном центре

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

На фоне дефицита ИТ-специалистов и инженеров работодатели сталкиваются с тем, что молодые специалисты не имеют практических навыков работы. Их обучение - длительный и сложный процесс, который порой занимает два-три года. Выход - в сотрудничестве вузов, ИТ-компаний и предприятий-заказчиков в деле подготовки квалифицированных кадров. Опыт такого сотрудничества уже есть: компания «Ланит» и Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана создали научно-образовательный центр по подготовке ИТ-инженеров для машиностроительной отрасли. В будущем число направлений будет расширяться.

В борьбе с дефицитом кадров

Дефицит ИТ-кадров остается одной из самых острых проблем российского рынка. По данным исследования TalentTech, проведенного в марте-апреле 2022 г., каждой пятой компании стало сложнее закрывать ИТ-вакансии. Статистика HeadHunter свидетельствует, что в июне 2022 г. на каждую вакансию в сфере ИТ приходилось 3,5 резюме, что свидетельствует о низком уровне конкуренции.

Российские вузы ежегодно выпускают около 82 тыс. ИТ-специалистов. Однако этого явно недостаточно, минимальная потребность отрасли - 200 тыс. Ситуация усугубляется еще и тем, что даже выпускники профильных вузов не всегда обладают знаниями и, самое главное, реальным опытом, необходимыми работодателю. «Даже молодых сотрудников мы хотим принимать к себе уже подготовленными, способными бесшовно интегрироваться в процесс разработки изделий, с начальной инженерной подготовкой и владением теми программными средствами, которые мы используем. Очень приветствуем реальный опыт проектирования. Для нас важно, чтобы адаптация молодого специалиста занимала не два-три года, а максимум полгода», - говорит Евгений Зуев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Синара - Транспортные Машины».

«Одна из сложностей, с которой сталкиваются выпускники при трудоустройстве, - адаптация к конструкторским и технологическим процессам на конкретном предприятии-работодателе. Когда студент устраивается на стажировку, компании необходимо провести его обучение всем регламентам работы, особенностям технологического цикла и документообороту», - продолжает Евгений Старожук, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и инновациям.

Евгений Старожук, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и инновациям

Минобразования России намерено решить эту проблему в ходе федерального проекта «Передовые инженерные школы» и к 2030 г. в партнерстве с крупными компаниями, такими как РЖД, Росатом, Ростех, создать на базе вузов 30 инженерных школ. Однако пока это только планы.

В то же время как минимум одна инженерная школа уже существует и может стать примером для тех, кто только собирается всерьез заняться подготовкой специалистов для самых разных отраслей. Речь идет о созданном на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке компании «Ланит» научно-образовательном центре (НОЦ).

Как все начиналось

Идея создания научно-образовательного центра появилась в 2016 г. «Я был студентом МГТУ имени Баумана. Мне повезло - на втором курсе я попал на практику в «Ланит» и по воле случая название моей кафедры и департамента полностью совпадали: системы автоматизированного проектирования», - рассказывает Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит».

На тот момент очень немногие выпускники кафедры выбирали работу по полученной специальности несмотря на то, что спрос на таких специалистов в отрасли был очень высоким. Причина - отсутствие у вчерашних студентов практических навыков, необходимых рынку. Так возникла идея наладить сотрудничество между МГТУ и компанией «Ланит» с тем, чтобы дать возможность студентам попробовать свои силы в реальных проектах.

Первым шагом стала разработка академической программы: весь опыт, полученный в ходе реализации проектов у заказчиков, надо было трансформировать в лекции, семинары, прикладные курсовые работы и предложить их студентам в качестве дополнительного курса. При поддержке руководства и преподавателей МГТУ такой курс был создан, и скоро первые группы приступили к занятиям.

Не менее важно было уговорить крупных заказчиков предоставить возможность студентам поучаствовать в реальных проектах и попробовать применить в них полученные знания. Один из отраслевых партнеров «Ланит» мечтал разработать цифровые макеты вертолетов и планировал создать для этого специальное подразделение. Однако поиски специалистов на открытом рынке не увенчались успехом - за полтора года удалось привлечь лишь двух из требуемых 20 специалистов.

Руководство завода прониклось идеей привлечь к выполнению этой работы студентов МГТУ. На предложение откликнулось около 15 человек, и через год ребята с успехом выполнили поставленную задачу. В дальнейшем они остались работать в компании: кто-то в качестве ИТ-специалиста, кто-то - инженера, а кто-то - руководителя. Таким образом, идея о том, что можно формировать базовые навыки студентов в процессе обучения и развивать их при поддержке отраслевых партнеров, получила свое подтверждение.

«Формула Студент»

Еще один проект, участие в котором принимает «Ланит», носит название «Формула Студент». В 2012 г. команда МГТУ стала участником программы Formula SAE. Это международные соревнования студенческих команд, цель которых - спроектировать и создать гоночный болид. По мере того, как команда МГТУ Bauman Racing Team набиралась опыта, пришло осознание, что для успешного проектирования необходимо использовать специализированное программное обеспечение - PLM-систему.

При поддержке «Ланит» в рамках проекта «Формула Студент»:

Команда Bauman Racing Team победила в российских соревнованиях Formula Student в 2021 г.

«Ланит» совместно с МГТУ разработал курс «Лаборатория PLM «Моделирование работы цифрового конструкторского бюро» для студентов. Он был запущен на кафедре РК-6 «Системы автоматизированного проектирования» в 2015 г. Студенты получили возможность научиться моделировать работу конструкторского бюро в PLM-системе.

Кроме того, специалистами «Ланит» разработана платформа программных расширений и адаптаций решений для отечественного машиностроения. Они объединены под брендом «Прайм «Цифровое машиностроение». Решения внедрены в ряде крупных промышленных компаний, что позволяет им существенно повысить эффективность процесса проектирования.

В 2017 г. студенты, прошедшие обучение в «Лаборатории PLM», внедрили PLM-систему и получили возможность применить полученные знания на практике в проекте «Формула Студент». «Компания «Ланит» аккумулирует технологии и опыт, который она получает в ходе проектов, и делится ими со студентами. Мы отрабатываем их в процессе проектирования гоночных машин», - говорит Александр Романов.

«В рамках проекта «Формула Студент» ребята с нуля создают очень интересное изделие - беспилотный спортивный автомобиль с электроприводом, и оттачивают свои знания на практике. Методология проектирования, которая была передана «Ланит» студентам, позволяет быстро и качественно спроектировать свое изделие. После общения с этими студентами у меня как руководителя сразу появилось желание брать их к себе на работу и давать им сложные, амбициозные задачи. Таких задач и проектов у нас сейчас очень много, плюс остро стоит вопрос импортозамещения многих комплектующих», - рассказывает Евгений Зуев.

Образование нового типа

Для научно-образовательного центра «Ланит» выбрали здание, построенное в 1898 г. для курсового проектирования. В 2021 г. завершилась его реставрация. Центр занимает площадь 500 кв. м и включает в себя два компьютерных класса, преподавательскую, места для консультаций и встреч со студентами, а также сцену для выступлений. «Главная задача нового НОЦ - создать уникальную площадку, на базе которой специалисты «Ланит» помогут молодым конструкторам быстрее адаптироваться к производственным процессам. В одном месте объединятся знания преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана и опыт сотрудников «Ланит» с целью обучения конструкторов, способных шагать в ногу со временем и внедрять новые разработки», - говорит Евгений Старожук. «Университет дает базовые знания, а мы привносим методологию организации процесса проектирования и необходимый для этого инструментарий», - продолжает Александр Романов.

На сегодняшний день в НОЦ готовят ИТ-инженеров для машиностроительной отрасли. «Наша роль – сформировать образовательный процесс, отвечающий требованиям заказчиков, и даже иногда превосходящий их, а затем организовать стажировку у отраслевого партнера», - говорит Александр Романов. В будущем число направлений будет расширяться.

Первые результаты уже налицо - число студентов, работающих по полученной специальности после окончания вуза, увеличилось в три раза. «Большая часть студентов начинает работать по тем направлениям, по которым они обучались. НОЦ помогает студенту применить свои теоретические знания на практике и понять, какой навык и какая информация могут быть применены на выбранном им предприятии», - говорит Евгений Старожук.

Евгений Зуев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Синара - Транспортные Машины»: «Мы видим, что некоторые студенты, выходящие из стен вузов, несмотря на хорошую базовую подготовку по специальности, не соответствуют нашим критериям в части работы по современным подходам и методологии проектирования. Однако есть и очень хороший пример в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Там интересно организована подготовка кадров. Мы очень хотим, чтобы данный опыт подхватили и другие вузы и готовили ребят, которых мы будем готовы принять к себе».

«Мы начали формировать новую команду для работы над проектом по созданию рельсошлифовального поезда. Мы реализуем его совместно с Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС) и хотим, чтобы вуз участвовал в данном проекте не просто как партнер, который выдает конструкторскую документацию в виде чертежей, а чтобы он интегрировался в нашу среду разработки, выполняя проект в единой среде по общей методологии, - рассказывает Евгений Зуев.- Это позволит значительно сократить сроки разработки и повысить качество изделия, сократить количество ошибок как на этапе разработки, так и на этапе производства опытного образца. Мы проводили встречу в СГУПС, получили положительный отклик и готовность университета с нами сотрудничать. Только этим проектом мы не ограничимся».

Кроме Сибирского государственного университета путей сообщения, проектом уже заинтересовались еще несколько вузов. В этом году подобные научно-образовательные центры должны появиться в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Белорусском национальном техническом университете в Минске. Планируется сотрудничество с Уфимским государственным авиационно-техническим университетом и Уфимским заводом по производству авиационных двигателей. «Как правило, университеты очень заинтересованы в подобном сотрудничестве. Гораздо сложнее найти отраслевого партнера, готового принять участие в проекте», - говорит Александр Романов. «У вуза есть все возможности обучать людей технологиям, но не всегда на предприятии есть необходимое программное обеспечение и оборудование для автоматизации и оптимизации процесса. Но и у производства может быть запрос, который университет не может выполнить без переподготовки кадров», - продолжает Евгений Старожук.

Ежегодно около десяти человек из тех, кто прошел подготовку в НОЦ, приходят на работу в «Ланит». Компания также привлекает их к реализации проектов у заказчиков. Специалисты МГТУ участвуют в НИОКР там, где «Ланит» необходима помощь ученых. В рамках сотрудничества рождаются новые идеи по внедрению цифровых технологий, цифрового проектирования, цифрового производства. А партнерство с отраслевыми заказчиками открывает возможность трансфера технологий. «Для нас этот проект изначально был не коммерческий, а инвестиционно-социальный. И мы рады, что нам удалось наладить долгосрочное сотрудничество, в котором заинтересованы все стороны», - говорит Александр Романов.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg