Семь трендов мобильной разработки

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Мобильные приложения стали неотъемлемой частью жизни частных пользователей и становятся заметной силой в корпоративном мире. CNews Analytics отобрал семь главных тенденций на рынке мобильности и мобильной разработки, на которые стоит обратить внимание как частным лицам, так и представителям корпоративного мира - и пользователям, и разработчикам.

Мир «мобилизуется», стремительно и полностью

По данным GSMA Intelligence, в настоящее время во всем мире насчитывается около 5,3 млрд мобильных пользователей, которые, по данным Statista, в 2021 г. загрузили 230 млрд приложений, а выручка от продажи этих приложений для Android и iOS составила $133 млрд. То есть, «пользовательский» мир можно считать мобилизованным целиком и полностью. В корпоративном секторе пока еще сохраняется сдержанное отношение к использованию мобильных решений, однако и здесь прогресс налицо. Редакция CNews Analytics отобрала семь важнейших трендов в сфере мобильной разработки, учет которых в наибольшей степени важен для российских создателей решений, как пользовательских, так и корпоративных.

1. Все более широкое проникновение 5G

Торжество связи пятого поколения предрекают уже который год и, наконец, эти прогнозы начинают сбываться. К концу 2022 г. Ericsson предрекает более чем миллиард мобильных клиентов у 5G-провайдеров, еще 100 миллионов выберут фиксированную 5G-связь. Количество телекоммуникационных компаний, имеющих 5G-сети, в 2022 г. удвоится и приблизится к полусотне. В целом, по данным Deloitte, пользователи довольны - 92% обладателей 5G-устройств заявили, что «услуга соответствует ожиданиям или превосходит их».

К 2027 г. в мире у 5G-сетей будет насчитываться почти 4,5 млрд абонентов из 9,1 (еще 3,5 млрд останутся к тому времени на 4G-сетях, 1 млрд - на сетях 3G и даже 2G).

Если, конечно, не произойдет ничего непредвиденного. Например, начало СВО на Украине и ослабление мировой экономики «обойдется», по оценке Ericsson, 5G-сетям в 100 млн недополученных пользователей. Впрочем, есть и другая проблема - 30% опрошенных Deloitte владельцев 5G-устройств «разочарованы отсутствием инновационных приложений и услуг».

Средний потребляемый смартфоном трафик, по оценке Ericsson, превысит в 2022 г. 15 Гбайт. Именно на него будут «претендовать» инновационные продукты будущего.

В России с 5G по-прежнему все не очень ясно. Скорее всего, он будет технологически суверенным и больше производственным, чем потребительским. Но это неточно.

2. Широкое использование искусственного интеллекта, в том числе - облачного

ИИ есть в мобильных устройствах уже сейчас - Alexa, Siri, Cortana или Google Assistant имеются в каждом устройстве. В дальнейшем мобильный ИИ прирастет решениями для финансового прогнозирования, телемедицины, разнообразными помощниками по другим вопросам.

Во многих случаях это будет не «чисто мобильный» ИИ, а работающий в связке с облачными системами (иногда тесную связь с облаками выделяют в отдельный тренд развития мобильности). Благо сети 5G обеспечивают быстрый отклик удаленного «мозга».

3. Суперприложения становятся данностью

Замена десятка специализированных приложений на одно, умеющее «все», по мнению большинства аналитиков, - очень важная тенденция развития мобильности, поскольку позволяет формировать для пользователей то, что принято называть модным словом «экосистема». Такого же мнения придерживаются и игроки российского рынка. «Супер-аппы вытеснят прочие корпоративные приложения, кроме самых узкоспециализированных - говорит Андрей Врацкий, CEO компании eXpress.

Возможность заказать из одного приложения пиццу, новый смарфон, билеты в кино, на самолет может радовать, может огорчать, но это, похоже, столбовая дорога развития потребительских приложений, а, стало быть, через какое-то время, и корпоративных.

Естественно, все разработчики суперприложений хотят повторить достижение патриарха этого сегмента, китайского WeChat, у которого скоро будет под 1,5 млрд пользователей в месяц. Дело за малым - найти полтора миллиарда пользователей, жаждущих установить новый суперапп.

Проблема с супераппом одна: когда приложение «механически» вбирает в себя функционал ранее отдельно существовавших решений, оно рискует стать громоздким, сложным и медлительным. А проблемы с ним рискуют стать фатальными для пользователя, в корпоративном случае - и для организации.

4. Мобильные платежные системы становятся все востребованнее

Платежная система - неотъемлемая часть «супераппа» (иначе какой же он «супер»). Однако важность ее такова, что среди трендов развития мобильности платежные сервисы упоминают отдельно.

Возможность заплатить в любое время в любом месте становится все более важной. По данным BusinessofApps резкий рост числа пользователей мобильных платежных приложений произошел в 2020 г., их число увеличилось с 1,4 млрд (в 2019 г.) до 2,3 млрд. Связан он с пандемией, которая более-менее прошла, а привычка платить «с мобильного» осталась. Как считают в Allied Market Research, объем мирового рынка мобильных платежей в 2027 г. вырастет до $12,1 трлн - с $1,5 трлн в 2019 г.

Происхождение платежных приложений разнообразно - это и банковские приложения, и приложения от ИТ-компаний (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, российские Yandex Pay и VK Pay), и составные части супераппов, такие как WeChatPay. Конкуренция между ними - тоже двигатель прогресса.

5. Дополненная и виртуальная реальность дадут владельцам 5G-устройств ощущение инноваций

AR/VR-приложения способны «съесть» любой объем трафика и полностью использовать любую пропускную способность. Возможно, они как раз и есть та инновационная услуга, которая позволит владельцам 5G-устройств почувствовать всю их мощь.

По данным ResearchAndMarkets, рынок мобильной дополненной реальности (MAR) оценивался в $10,7 млрд в 2020 г, а к 2027 г. он вырастет до $230,6 млрд. На текущий момент самый большой рынок, как обычно, - США, самый быстрорастущий географический - Китай (тоже, все как обычно), самый быстрорастущий вертикальный - сфера образования.

Впрочем, нельзя забывать и об игровом рынке (и «покемонах», пророках его), впрочем, по мере усиления тенденции к геймификации, обучение и игры станут порой неразличимы.

Сейчас к поддержке AR/VR готовы, по некоторым оценкам, около полутора миллиардов мобильный устройств, один миллиард - на Android, полмиллиарда – на iOS. И эти числа будут быстро расти.

6. Смартфон будет следить за здоровьем

По данным Deloitte, в США около половины пациентов посетили хотя бы один виртуальный прием у врача за последний год, а 26% участвовали в виртуальном приеме в качестве сопровождающего. Подавляющее большинство из них довольны результатом и намерены пользоваться услугами виртуального здравоохранения даже после пандемии. Среди хронических больных 45% респондентов заявили, что заинтересованы в виртуальных медицинских услугах.

Поэтому важной частью мобильной телемедицины станут носимые устройства, отслеживающие различные показатели физической формы и здоровья (количество пройденных шагов, частоту пульса, количество потребленных калорий и т.д.). Около 70% опрошенных Deloitte заявили, что умные часы/фитнес-трекеры улучшили их физическую форму и здоровье, а 30% сделали их «значительно лучше». При этом 55% заявили, что они делятся данными со своими поставщиками медицинских услуг.

7. Защита данных становится жизненно важной

Где деньги (в натуральном виде или в виде чувствительных персональных данных), там и злоумышленники. Повод для беспокойства был более чем весом уже год-два назад, так, по оценке Check Point Software, уже в 2020 г. 97% компаний сталкивались с мобильными угрозами, использующими несколько векторов атак; в 46% компаний хотя бы один сотрудник загрузил вредоносное мобильное приложение. И, что самое печальное, не менее 40% мобильных устройств в мире уязвимы для кибератак «по своей природе».

«Природа» устройств к лучшему сама собой не меняется, природа пользователей, не желающих поступиться удобствами при работе со смартфоном, - тоже. Поэтому, чтобы данные из платежных и телемедицинских приложений не достались врагам, устройствам нужна надежная и при этом необременительная для пользователей защита.

Средств для решения проблемы (помимо призывов не открывать неизвестно куда ведущие ссылки, даже полученные из надежных источников) довольно много. Это шифрование данных, двухфакторная идентификация, создание удобных средств резервного копирования (неудобными пользоваться не будут уж точно). Встречались идеи даже использовать блокчейн, но это, пожалуй, уже слишком.

Хотя в эпоху, когда кибервойна без правил становится практически конвенциональным занятием, может и до блокчейна в телефоне доживем.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg