Государство будет привлекать к развитию ИТ на транспорте частных инвесторов

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

В начале текущего года рынок ИТ на транспорте застыл в ожидании отложенного спроса. Сейчас ситуация нормализуется и спрос на решения в отрасли растет. Основные тренды - импортозамещение и безопасность. В ближайшие годы будут востребованы билетные системы, системы контроля состояния транспорта и предиктивного ремонта, сервисы для конечного потребителя, транспортные приложения. Продолжится переход на электронные документы. Расширится программа привлечения частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства и концессий. Задача государства - обеспечить условия для инвестиций.

Крупнейшие поставщики ИТ на транспорт

В 2021 г. суммарная выручка топ-40 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор составила ₽45,9 млрд против ₽47,5 млрд годом ранее. Таким образом, по сравнению с 2020 г. она сократилась на 3%. На первые пять компаний рейтинга приходится 42% этой суммы. Также снизился порог входа в рейтинг: в 2020 г. он составлял ₽132 млн, а в 2021 г. - ₽93 млн.

В прошлом году резкий (на 38%) рост суммарной выручки топ-40 участников рейтинга был во многом обусловлен появлением в нем крупных компаний-поставщиков оборудования «ИКС Холдинг» и «Аквариус» - они занимали первое и четвертое место. В этом году эти компании в рейтинге отсутствуют. Зато вернулась компания «Рамакс Груп», а также появились новые крупные игроки, специализирующиеся на цифровизации транспорта и логистики, такие как «Урбантех» и «Азимут».

Именно дебютант, «Урбантех», и занял первое место с выручкой ₽7,6 млрд. Входящая в ее состав «МВС Груп» с 2016 г. является оператором концессии по безопасности дорожного движения в Московской области. «Урбантех-М» с 2019 г. - сервис-провайдер по фотовидеофиксации Департамента транспорта Правительства Москвы. «Урбантех-ИТ» - разработчик интеллектуальных транспортных систем.

На втором месте «Азимут» (₽3,9 млрд)- входящие в это акционерное общество предприятия занимаются разработкой и производством средств связи, навигации, посадки для гражданской авиации. Компания также реализует комплексные проекты оснащения аэродромов и центров управления воздушным движением.

Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2021

Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2021 г., ₽тыс. Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2020 г., ₽тыс.
Перейти к полной таблице

На третье место с десятого в прошлом году переместился «Корус Консалтинг» - компании удалось увеличить выручку от проектов в транспортном секторе на 150% до ₽3,4 млрд благодаря сотрудничеству с такими заказчиками, как РЖД, ПЭК, ПГК.

На четвертом месте BIA-Technologies (₽2,6 млрд) - в 2021 г. компания реализовала крупный проект для компании «Деловые линии». На пятом ГЛОНАСС - оператор государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (₽2,56 млрд).

«Сиссофт» по итогам 2021 г. увеличила выручку от проектов в транспортной отрасли в 8,5 раз со ₽128 млн в 2020 г. до ₽1,1 млрд. Как сообщили CNews в компании, это стало результатом крупных проектов в сфере транспортировки нефтепродуктов и автоматизации авиакомпаний и аэропортов. Выручка «Сател» в транспортной отрасли за последний год увеличилась в два раза с ₽183 млн до ₽352 млн благодаря появлению в компании нового департамента, который стал отвечать за работу с транспортной отраслью. Были реализованы крупные проекты для Московского метрополитена и Госкорпорации по ОРВД. Выручка «Инлайн Груп», напротив, сократилась на 96% с ₽950 млн до ₽39 млн. В компании это объясняют тем, что в 2020 г. был реализован масштабный проект по модернизации распределенной корпоративной сети передачи данных для крупного заказчика. Однако в силу изменений ИТ-приоритетов, эта инициатива не получила развития в следующем году.

Что происходит в отрасли

Ситуацию в отрасли в начале 2022 г. опрошенные CNews эксперты охарактеризовали как «ожидание отложенного спроса». По мнению Ильи Черкасова, директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком», это объясняется периодом адаптации, выстраиванием новых логистических цепочек в работе с поставщиками и поиском альтернатив компонентам от ушедших с российского рынка производителей.

На сегодняшний день положение нормализуется, спрос на решения в области информатизации транспорта растет. «Например, если говорить о тех направлениях, где мы работаем – это решения для умного города - то здесь спрос остается стабильным, поскольку потребность в комфортном городском транспорте никуда не исчезла, - рассказывает Николай Подобайло, генеральный директор компании «Программный Продукт». - Все проекты по развитию интеллектуального городского транспорта идут, государство их поддерживает, программы действуют и развиваются».

В 2021 г. суммарная выручка топ-40 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в транспортный сектор составила ₽45,9 млрд против ₽47,5 млрд годом ранее.

Выручка в 2021 г., ₽тыс с НДС

Николай Подобайло отмечает, что в транспортной отрасли, как и во многих других, в этом году ярко проявились два тренда. Один из них - импортозамещение. Переход на отечественное ПО, оборудование, электронные чипы, например билетные носители в метро. По словам Дмитрия Буленкова, вице-президента по продажам и маркетингу RAMAX Group, практически все крупные транспортные компании относятся к субъектам критической инфраструктуры, и государство осуществляет поддержку их перехода на отечественное программное обеспечение. «Особенно важным и срочным был вопрос о доступе иностранных ИТ-компаний к персональным данным», - подчеркивает он.

Второй тренд - это усиление внимания к безопасности, как к физической, так и к информационной. «Транспорт как объект критической инфраструктуры в этом году подвергается большому количеству разнообразных атак, поэтому его защита является одним из главных приоритетов государства», - говорит Николай Подобайло.

В ближайшее время в транспортной отрасли будет востребовано импортозамещение ключевых сложных компонентов и систем для обеспечения бесперебойной работы транспорта. Сохраняется спрос на решения по цифровизации транспортной отрасли для повышения эффективности в рамках Новой транспортной модели. «Она строится на основе сервисных контрактов муниципалитетов с перевозчиками, которые получают доход от перевозки пассажиров стандартизованными транспортными средствами на выделенных им маршрутах. В частности, активно продолжат внедряться решения в области билетных систем, повышения собираемости доходов от пассажирских перевозок, цифровые системы объективного контроля состояния подвижного состава», - поясняет Илья Черкасов.

Одно из ключевых направлений цифровизации - переход от планово-предупредительных ремонтов к предиктивным ремонтам с использованием решений на базе технологий машинного зрения, интернета вещей и анализа данных. Многие заказчики и перевозчики также пересмотрят состав бортового оборудования, сократив число неиспользуемых функций для оптимизации затрат на транспорт. Например, начнут переходить от датчиков пассажиропотока на более экономичную видеоаналитику.

Николай Подобайло уверен, что продолжится развитие сервисов для конечных потребителей. «Это и различные транспортные приложения, и билетные сервисы, сервисы оплаты парковки, а также сервисы обратной связи и взаимодействия с органами управления городом», - уточняет он. Также растет спрос на системы управления, основанные на анализе больших данных, получаемых из различных источников. На федеральном уровне продолжатся проекты по реализации суперсервисов и переходу на применение электронных документов.

Дмитрий Буленков считает, что главная тема – замена ERP-решений. Многие компании уже начали переход или оперативно готовятся к нему. Большие перспективы есть у отечественных BI-решений. Без сомнения, значительные инвестиции идут и будут продолжаться в информационную безопасность. «Сокращение возможно в сферах, где пока полностью отсутствуют готовые альтернативы зарубежному ПО. В этих направлениях будет преобладать поддержка, без какого-либо заметного развития», - говорит он.

Эксперты отмечают ключевую роль госзаказа в развитии транспорта и его цифровизации. «Например, для производителей подвижного состава крайне важно сохранить объем заказов, которые обеспечивают поддержку и компенсацию затрат на имортозамещение компонентов. Это, в свою очередь, позволит продолжить планомерную реализацию проектов по цифровому развитию транспорта с применением отечественных разработок», - поясняет Илья Черкасов.

До конца 2024 г. в России запланировано внедрение ИТС в более чем 50 субъектах - на эти цели должно быть выделено несколько десятков миллиардов рублей. «Эти средства должны серьезно поспособствовать активизации в регионах проектов по цифровизации процессов управления дорожными и потоками и обеспечения транспортной безопасности», - говорит Николай Подобайло.

Кроме того, расширяется программа привлечения частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства и концессий. По мнению Николая Подобайло, задача государства - обеспечить условия, чтобы бизнес был готов инвестировать.

Главные события 2022 года

В числе наиболее значимых событий последнего года в сфере цифровизации транспорта - переход на электронные перевозочные документы: в конце 2021 г. ФНС утвердила формат электронной транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-наряда.

В отрасли началось импортозамещение. В ноябре 2022 г. на XVI Международном форуме «Транспорт России» заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко сообщил, что на эти цели выделено ₽20 млрд. Созданы четыре индустриальных центра компетенций для замещения зарубежных отраслевых цифровых продуктов. Разработано 19 проектов по импортозамещению иностранного ПО. Большинство из них будут финансироваться за счет компаний, часть получат грантовую поддержку.

С 1 ноября 2022 г. все 53 российские авиакомпании перешли на российские системы бронирования «Леонардо» (разработчик «Сирена Трэвел» в партнерстве с госкорпорацией Ростех) и ТАИС (разработчик ОРС).

«ВКонтакте» появилась тестовая версия приложения «Госуслуги Авто», с помощью которого можно предъявлять сотрудникам ГИБДД электронное водительское удостоверение.

В Сколково развернут прототип будущей цифровой диспетчерской и опробованы различные цифровые сервисы обеспечения безопасности полетов беспилотников в условиях городской среды.

Правительство одобрило проведение нового экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. На трассе М-11 будет запущен проект «Беспилотные логистические коридоры», в рамках которого будет тестироваться беспилотный транспорт как с водителем, так и управляемый удаленно. Эксперимент пройдет в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg