Электронная подпись для бизнеса: как получить ее быстрее в 2023 году

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

До конца марта 2023 г. истечет срок действия большинства квалифицированных сертификатов электронных подписей (КЭП), полученных предпринимателями в коммерческих удостоверяющих центрах. Это означает, что первичные документы и отчетность подписывать ими будет уже нельзя - необходимо использовать КЭП, полученную в удостоверяющем центре ФНС России и у его доверенных лиц. Рассказываем, как и где сегодня можно быстро получить электронную подпись и токен без комиссии.

Как юрлицу и ИП получить подпись

В 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые затронули представителей бизнеса. Менять привычный формат работы понадобилось тем, кто сдает отчетность электронно, тем, кто участвует в госзакупках, тем, кто работает с Росреестром и многим другим.

Так, начиная с 1 января 2022 г. квалифицированные сертификаты для руководителей юрлиц и ИП стала выдавать исключительно Федеральная налоговая служба и ее доверенные лица.

В течение всего 2022 г. индивидуальные предприниматели, руководители организаций и нотариусы еще были вправе использовать подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами. До конца марта 2023 года срок их действия истечет, а иметь силу будут только КЭП, полученные в УЦ ФНС России.

Итак, для получения электронной подписи руководитель юрлица или ИП должен лично явиться в инспекцию или к доверенному лицу, предоставить сотруднику ФНС или представителю доверенного лица паспорт, номера СНИЛС и ИНН, а также сертифицированный ФСБ/ФСТЭК USB носитель (токен). Сотрудник ФНС или представитель доверенного лица проведет идентификацию личности обратившегося, проверит предоставленные данные и при условии положительных проверок запишет ключи на токен и выдаст сертификат КЭП.

Для дальнейшего использования КЭП, владельцу потребуется настроить рабочее место – установить на компьютер средство криптозащиты (к примеру - КриптоПро CSP или ViPNet CSP), браузер плагин и полученный сертификат КЭП.

Список инспекций и доверенных лиц можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы. Важный нюанс: некоторые доверенные лица ФНС взимают скрытые комиссии.

Какие еще варианты есть

В 2021 г. Сбер стал доверенным лицом УЦ ФНС России и с тех пор бесплатно выдает квалифицированные сертификаты как для корпоративных клиентов, так и для неклиентов. За 2021-2022 Сбер выдал более 400 тыс. сертификатов электронной подписи.

Представители банка сообщают, что в Сбере можно бесплатно получить не только ЭП, но и токен, если при обращении открыть расчетный счет. Это актуально, учитывая, что до 30 апреля 2023 г. лицам, которые обязаны отчитываться о своих доходах, необходимо подавать декларацию 3-НДФЛ за 2022 г. Сделать это теперь, согласно законодательству, можно лишь при наличии электронной подписи. В Сбере как раз до 30 апреля 2023 г. проходит акция «Токен за 0»- сотрудники бесплатно выдают ЭП ФНС, а также токен – при открытии счета.

Для получения квалифицированной электронной подписи требуется подготовить паспорт, номер СНИЛС и ИНН. Получить подпись и токен может только лично руководитель организации или ИП, который действует без доверенности. Сделать это можно в офисе за одно посещение, которое продлится от 15 до 20 минут.

Процедура пройдет быстрее, если клиент зарегистрирован в интернет-банке СберБизнес - это система дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющая клиентам банка получать различные услуги онлайн. При использовании сервиса «Документооборот» в «СберБизнесе» клиент формирует запрос на получение КЭП и обращается в офис банка для подтверждения личности.

Электронная подпись от УЦ ФНС, выданная в Сбере, подойдет для сервисов и порталов, где можно воспользоваться квалифицированной электронной подписью. Срок действия сертификата ЭП - 15 месяцев, затем можно продлить его удаленно через «СберБизнес», без личного посещения офиса.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
Группы: ВК|OK|Tg