Искусственный интеллект в российской рознице: есть эффект!

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

АНО «Цифровая экономика»: более половины собственников организаций просто не знают о реальных результатах применения ИИ-решений.

Основные барьеры внедрения искусственного интеллекта в российской торговле - экономические. Стоимость труда, особенно в регионах, остается низкой, поэтому срок окупаемости решений на базе искусственного интеллекта растягивается и может достигать 10 лет, что совершенно не устраивает современный бизнес. Кроме того, крупные ретейлеры дают негативные прогнозы по уровню покупательной способности на ближайший год и сокращают свои инвестиционные затраты. Об этом на конференции «Е-коммерсЪ в России: New Retail. New opportunities», организованной «Коммерсантом», cообщил Алексей Сидорюк, директор направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика». Тем не менее, с определенным финансовым «плечом» государства, такие решения могут внедряться, уверен он. Однако более половины собственников организаций просто не знают о реальных результатах применения ИИ-решений.

Между тем ИИ успел неплохо показать себя в отечественной рознице по целому ряду направлений, прежде всего - в повышении эффективности омниканальной торговли, прогнозной аналитики и складской логистики. Так, в онлайн-ретейле, который уже «родился» цифровым, давно накапливаются большие данные и применяются технологии машинного обучения. На базе этих технологий онлайн-продавцы внедрили рекомендательные механизмы, персонализацию товаров и услуг, умные алгоритмы up-sale- и cross-sale-продаж, динамического ценообразования, прогнозирования спроса и складских запасов.

Что касается офлайн-торговли, то сегодня ИИ здесь внедряют в основном с целью автоматизации взаимодействия с клиентами, для прогнозной аналитики и планирования складских запасов, анализа выкладки товара на полках, а также для выявления мошенничества и краж. В числе активных пользователей ИИ-решений такие крупные игроки, как X5 Group, «Лента», «Магнит», Ozon, Wildberries, «Почта России». Благодаря использованию искусственного интеллекта, с помощью персонализации они наращивают продажи в среднем более чем на 10%, сокращают затраты на взаимодействие с клиентами на 70% и повышают точность прогнозирования на 15%.

Таковы данные отраслевого исследования применения ИИ в ретейле, проведенного АНО «Цифровая экономика». По результатам исследования, из 75 изученных экспертами решений в итоговый отчет вошли 27 отечественных программных продуктов с подтвержденным бизнес-эффектом, которые могут тиражироваться в отрасли. В числе уже прижившихся в ретейле продуктов и сервисов Сидорюк назвал разработанный «Яндексом» интерфейс SupportAI для омниканальных коммуникаций с клиентами, систему прогнозирования спроса на товары компании Rubbles, платежный сервис SWIP для малого и среднего бизнеса с механизмами удержания и возврата клиентов, созданный компанией «Умный кошелек», а также робота-кассира LUNCH FASTPASS компании «Смарт Мил Сервис». «ИИ - это помощник человека в отдельных точечных нишевых задачах, использование которого дает вполне прикладные эффекты», - отметил он.

Помимо перечисленных направлений применения ИИ в торговле, крупные игроки рынка cегодня запускают пилотные проекты сценариев доставки продукта беспилотными средствами (роверы, дроны и др.), а также роботизации складов. Более слабый тренд, который, возможно, усилится на интервале трех-пяти лет, - использование алгоритмов ИИ и компьютерного зрения для поиска и 3D-примерки товаров.

В целом по всем отраслям уровень проникновения искусственного интеллекта в России примерно в три раза ниже мирового. Из 10 тыс. компаний, опрошенных НТИ, лишь около 20% используют ИИ-решения. Согласно данным Центра компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект» на базе МФТИ, общий объем российского рынка искусственного интеллекта в 2021 году составил 552 млрд руб. За 2022 год итоги еще не подведены, но эксперты считают, что объем рынка ИИ вырастет примерно на 15–20%, несмотря на все произошедшие события.

В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» в 2022 году из бюджета было выделено 3,6 млрд руб., за счет которых гранты на развитие получили около 270 ИИ-решений. Финансовая поддержка была оказана и двум десяткам открытых ИИ-библиотек. Кроме того, в России разработано более 40 стандартов в области ИИ, в том числе 5 стандартов международного уровня. Это одно из достижений, которыми можно гордиться, подчеркнул Сидорюк. Стандарты и эталонные дата-сеты дают возможность тестировать ИИ-решения, проверять, насколько качество их работы соответствует заявленным характеристикам, пояснил он.





Уважаемые коллеги, на прошлой неделе наш сайт подвергся хакерской атаке. Была скомпрометирована учетная запись одного из сотрудников, после чего была совершена попытка размещения на сайте информации, нарушающей законодательство РФ, а также получен доступ к информации о части наших пользователей. Наша служба безопасности оперативно обнаружила и устранила причину уязвимости. «Открытые системы» приносят извинения пользователям. Надеемся на ваше понимание и работаем, чтобы исключить подобные инциденты.

ОБЗОР ОТ КОМПАНИИ СИНТЕЛЛЕКТ

В каком направлении развиваются современные СЭД-платформы, как меняются методы управления и что влияет на реальный пользовательский опыт - читайте в этой статье.

© «Открытые системы», 1992-2023.

© ООО «Издательство «Открытые системы», 1992-2023.

Средство массовой информации www.osp.ru Учредитель: ООО «Издательство «Открытые системы» Главный редактор: Христов П.В. Адрес электронной почты редакции: info@osp.ru
Телефон редакции: 7 (499) 703-18-54 Возрастная маркировка: 12+ Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. выдано Роскомнадзором.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg