Задача зоны дистрибуции - материализовать для потребителя данных подписку на дата-продукт, обеспечить процесс получения данных инициатором подписки на дата-продукт с момента подписки до момента завершения оплаченного тарифа. В качестве инициатора подписки может выступать техническая учетная запись, под которой работает приложение DApp в расчетной зоне, либо пользовательская учетная запись D-people в его ВАРМ лабораторной зоны. Технические и пользовательские учетные записи ассоциированы с учетной записью арендатора (теннанта) - организации, присоединенной к аналитической платформе на основании договора о присоединении.
В зависимости от типа дата-продукта задача материализации данных выполняется по-разному (см. таблицу 1).
Задача зоны - обеспечить высокий уровень автоматизации процессов корпоративной аналитической платформы в условиях непрерывных изменений. В таблице 2 приведены варианты инструментов для реализации различных DevOps-задач.
Бизнес начал глубокую оптимизацию и строит планы по освоению новых ниш, при этом архитекторы работают над оптимизацией процессов ИТ-ландшафта на основе цифрового следа. Эти задачи предполагают системную автоматизацию регулярных бизнес- и технологических процессов на основе искусственного интеллекта. Цель изменений - управление бизнес-метриками TTM и TTD. Унифицированы и автоматизированы процессы повторного использования компонентов приложений (программный код, микросервисы, дата-продукты, модели). В процессах разработки, тестирования, развертывания и эксплуатации активно используется искусственный интеллект. Зона подписки позволяет подписывать приложения на входящие потоки данных и публиковать на ней исходящие потоки данных. Это открывает для бизнеса новые возможности, позволяя объединить преимущества магазина данных с архитектурным шаблоном единой шины данных. В ИТ-ландшафте унифицирован бессерверный (serverless) [1] технологический стек. Освоена новая ступень углубления специализации разделения труда с выделением архитекторов в отдельный департамент - вертикаль CAO (Chief Architect Officer), отвечающую за управление бизнес-метриками TTM и TTD. Руководством компании принято понимание существенных изменений в бизнесе на основе нового разделения труда.
Ролевая модель вертикалей CDO, CAIO, управления модельным риском, а также бизнес-подразделений остается на уровне второго поколения.
На рис. 3 приведен пример технологического стека аналитической платформы, а в таблице 3 - состав технологического стека [2, 3].
Рис. 3. Пример технологического стека аналитической платформы |
Формирование корпоративной аналитической платформы сопряжено с многочисленными сложностями: концептуальными, организационными, технологическими, техническими и пр., преодоление которых открывает перед компаниями точки потенциального роста.
Концептуальные точки роста - построение согласованной понятийной модели (онтологии), лежащей в основе нормативных, архитектурных и других типов документов, нормирующих и отражающих понятия и основные смысловые конструкции, лежащие в основе платформы и ее экосистемы. Понятийная модель может принимать различные представления: тезаурус, онтологическая диаграмма функционального домена или корпоративный граф знаний. Важно понять, что на основе понятийной модели будет и должна строиться как технологическая, так и организационная исполнительная документация, которая будет согласована, что уменьшит потери, связанные с проблемами неопределенности, противоречий и смысловых коллизий, а это повысит эффективность разработки новых продуктов.
Организационные точки роста - построение рекомендованной системы разделения труда с четким разделением ответственности между новыми вертикалями.
Технологические точки роста - выстраивание единой инструментальной среды, обеспечивающей эффективное решение задач кибербезопасности, разработки, эксплуатации, сопровождения и управления.
Технические точки роста - решение задач изоляции по наборам данных, сегментации ролевой модели для доступа к наборам данных и/или функциям лабораторий, управление жизненным циклом экземпляров лабораторий; решение задач системной архитектуры, таких как унификация технологических стеков, а также развитие функциональности лабораторий для покрытия всех вариантов разработки дата-продуктов.
Прочие точки роста - задачи эксплуатации, такие как рост количества и сложности инцидентов при росте количества экземпляров лабораторий, рост трудоемкости обновлений экземпляров лабораторий и недостаточный уровень утилизации вычислительных ресурсов растущим множеством экземпляров лабораторий.
Независимо от своих масштабов, многолетней истории и «послужного списка» компании могут находиться на разных уровнях зрелости процессов принятия решений, определяемых поколением аналитических платформ. Предложенная шкала зрелости позволяет оценить текущее положение конкретной компании либо сравнить различные компании с точки зрения готовности их системы управления к изменениям. Шкала зрелости определяет три поколения корпоративных аналитических платформ, обозначая «карту местности» и «основные ориентиры», что может облегчить работу менеджеров на пути непрерывной трансформации цифрового бизнеса. Чем выше поколение аналитической платформы, тем выше готовность системы управления компании к изменениям.
1. Андрей Фомичев, Олег Бондарь. Бессерверная альтернатива традиционным базам данных // Открытые системы.СУБД. - 2021. - № 1. - С. 20–23. URL: https://www.osp.ru/os/2021/01/13055826 (дата обращения: 21.03.2023).
2. Александр Прозоров, Роман Шнырев, Дмитрий Волков. На пути к умной инфраструктуре // Открытые системы.СУБД. - 2022. - № 1. - С. 29–31. URL: https://www.osp.ru/os/2022/01/13056120 (дата обращения: 21.03.2023).
3. Александр Прозоров, Роман Шнырев, Дмитрий Волков. Архитектура цифровых платформ будущего // Открытые системы.СУБД. - 2021. - № 2. - С. 24–28. URL: https://www.osp.ru/os/2021/02/13055934 (дата обращения: 21.03.2023).
(aalprozorov@sberbank.ru) – архитектор инфраструктуры сервисов, «СберТех»; (vlk@keldysh.ru) - старший научный сотрудник ИПМ им. М. В. Келдыша РАН (Москва).
DOI: 10.51793/OS.2023.87.39.002
© «Открытые системы», 1992-2023.
© ООО «Издательство «Открытые системы», 1992-2023.
Средство массовой информации www.osp.ru Учредитель: ООО «Издательство «Открытые системы» Главный редактор: Христов П.В. Адрес электронной почты редакции: info@osp.ru