Регионы и госкомпании израсходовали на цифровизацию транспорта почти ₽100 млрд за 5 лет

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Внедрение интеллектуальных транспортных систем началось в 2019 г. За это время регионы и госкомпании потратили на такие решение почти ₽100 млрд. Наиболее востребованы системы фотовидеофиксации, управления дорожным движением и комплексные решения. Прогнозы на 2023 г. позитивные. Благодаря господдержке внедрение ИТС продолжится. К 2024 г. интеллектуальные транспортные системы должны появиться в 27 городах.

Что такое интеллектуальные транспортные системы

В 2019 г. в России был запущен национальный проект «Безопасные качественные дороги». Входящим в его состав федеральным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» предусмотрено внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городах, где проживает более 300 тыс. человек.

ИТС - это комплексные решения, в состав которых входят средства автоматической фиксации, обработки информации и принятия решений. Наиболее популярными являются средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД), автоматические пункты весогабаритного контроля, системы мониторинга параметров транспортного потока.

В 2022 г. внедрение ИТС в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» осуществлялось в 49 городах 42 российских регионов. На эти цели из федерального бюджета было выделено ₽7,35 млрд. «Если в 2020 году, когда программа только начиналась, в ней участвовали 22 региона, то в 2022 их количество возросло до 42. В минувшем году мероприятия по внедрению ИТС впервые начали реализовывать 18 субъектов страны», ― рассказал руководитель «Росавтодора» Роман Новиков.

Росавтодор разработал методику оценки уровня зрелости ИТС - он может варьироваться от 0 до 2. В 2022 г. первого уровня достигли Тюменская, Казанская, Вологодская, Тульская и Красноярская городские агломерации. К 2024 г. интеллектуальные транспортные системы должны появиться в 27 городах, их уровень зрелости будет не ниже 1.

Изначально реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги» была запланирована до конца 2024 г. В дальнейшем он был продлен до 2030 г. В новой версии проекта планируется снизить минимальный порог численности населения городов, участвующих по внедрении ИТС. Таким образом, проектом будет охвачено 82 городские агломерации.

Российский рынок ИТС

Аналитики компании «Русатом инфраструктурные решения», которая реализует проекты ИТС более чем в 20 городах России, в конце 2022 г. провели исследование российского рынка ИТС (имеется в распоряжении CNews). Под ИТС в исследовании понимаются как комплексные решения, так и их отдельные составляющие, такие как:

В ходе исследования было проанализировано 2532 контракта, размещенных на портале госзакупок, заключенных по 44-ФЗ и 223-ФЗ в период c 01.01.2018 по 15.11.2022 и, на момент выгрузки данных, имеющих статус «Исполнение завершено», «Исполнение в процессе реализации» или «Планируется к исполнению». Стоит отметить, что поиск контрактов осуществлялся по ключевым словам, то есть часть из них могла остаться незамеченной в случае, если эти слова отсутствовали в названиях тендеров.

Общая сумма заключенных с января 2018 г. по ноябрь 2022 г. 2532 контрактов составила почти ₽96 млрд.

Контракты на внедрение ИТС в 2018-ноябре 2022 гг.

Больше всего контрактов было заключено в 2020 г. (470 контрактов на сумму ₽32,3 млрд). После этого наблюдался спад объема в финансовом выражении, но не в натуральном. По предварительным прогнозам, исходя из динамики, по итогам 2022 г. объемы в обоих выражениях могут достичь уровня 2021 г. (₽25 млрд или 693 единиц). Средняя цена контракта за 5 лет увеличилась почти в 2 раза с ₽20 млн до ₽37 млн.

Крупнейшие проекты

В дальнейшем исследователи анализировали контракты на внедрение ИТС только за период с января 2020 г. по ноябрь 2022 г., так как они в наибольшей степени отражают текущую ситуацию и влияют на дальнейшее развитие рынка. За это время было заключено как минимум 1698 контрактов на общую сумму ₽77,8 млрд.

Самый крупный проект 2022 г.

Поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, размещаемых на линейных участках на территории Санкт-Петербурга для СПБ ГКУ "ГМЦ" на ₽1,5 млрд. Поставщик «Ростелеком».

Самый крупный проект 2021 г.

Аренда оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения для ГКУ ЦОДД в Москве на ₽3,6 млрд. Поставщик «Строй инвест проект».

Самый крупный проект 2020 г.

Аренда оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения для ГКУ ЦОДД в Москве на ₽5,4 млрд. Поставщик «Строй инвест проект».

Что покупали регионы

Самыми популярными как по числу контрактов, так и по общей стоимости являются средства фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД - за последние два года было заключено 960 таких контрактов на ₽47,2 млрд. На втором месте системы управления дорожным движением (АСУДД) (114 контрактов на ₽9,5 млрд), на третьем - комплексные ИТС (130 контрактов на ₽5,4 млрд).

ИТС-контракты по предмету закупок с 01.01.2020 по 15.11.2022 г.

Регионы-лидеры по внедрению ИТС

Более 38% всего объема контрактов на ИТС приходится на Москву (₽30 млрд). Также значимые доли занимают такие регионы, как Республика Башкортостан (₽6,2 млрд) и Санкт-Петербург (₽5,2 млрд). В количественном плане помимо обозначенных выделяются Краснодарский край и Кемеровская область.

Перспективы рынка ИТС

Результаты исследования свидетельствуют, что в 2022 г. спрос на ИТС оставался высоким, и в 2023 г. ждать его падения не приходится. «В 2023 году некоторые заказчики сообщают о сокращении бюджетов. Одновременно с этим новые регионы получили субсидии и должны начать реализацию проектов», - говорит Юрий Ермолаев, руководитель отдела развития транспортного направления «Русатом инфраструктурные решения».

По мнению Даниила Хазова, коммерческого директора ГК «Урбантех», выделение субсидий на внедрение ИТС - это позитивный сигнал. Однако он отмечает, что большая часть бюджетов, как правило, инвестируется в закупку необходимого оборудования и ПО, а федеральная субсидия не предусматривает расходов на поддержку и актуализацию создаваемой инфраструктуры. А именно это приносит регионам наибольший эффект.

Высоким спросом по-прежнему будут пользоваться светофорное управление, мониторинг транспортных потоков, управление общественным транспортом, метеомониторинг, детектирование ДПС и ЧС, интеграционная платформа. Агломерации ориентируются на выбор этих подсистем, потому что они являются обязательными для достижения 1-го уровня зрелости ИТС. «Из нашей практики мы видим, что помимо соблюдения рекомендаций ФДА, реализация этих подсистем позволяет агломерациям объединить разрозненные существующие и вновь внедряемые решения в рамках интеграционной платформы ИТС, создать предпосылки для управляющего воздействия за счет современных систем светофорного управления, а также внедрить источники данных (детекторы транспорта) для ИТС и оцифровать трафик», - продолжает Юрий Ермолаев.

Илья Черкасов, директор по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком», уверен, что в 2023 г. сохранится спрос на билетные системы, системы повышения собираемости доходов от пассажирских перевозок и другие решения, которые обеспечат большую прозрачность работы на основе сервисных контрактов муниципалитетов с перевозчиками на выделенных маршрутах. Еще одно направление - цифровые платформы объективного контроля. С их помощью метрополитены и городские транспортные предприятия могут получать единую картину состояния подвижного состава на основе данных о ключевых узлах и механизмах, сократить время обслуживания и повысить эффективность эксплуатации и ТОиР благодаря снижению человеческого фактора, внеплановых простоев и росту коэффициента технической̆ готовности. Платформы объективного контроля топлива будут востребованы автотранспортными предприятиями и фрахтовщиками, обеспечивая экономию за счет всестороннего автоматического анализа объемов ГСМ от приемки до отчета и рост эффективности эксплуатации производственного транспортного парка или транспорта общего пользования. Помимо этого, сохранится спрос на геоинформационные технологии для автоматического трэкинга грузов, контроля их состояния и управления расходами на страхование при грузоперевозках.

Как преодолеваются сложности

Что будет с качеством реализуемых проектов в современных реалиях? Для многих участников рынка это стало вызовом, но есть и те, кто из знака «минус» сделал «плюс». В целом же эксперты полагают, что заказчики не должны столкнуться с проблемами при реализации проектов по внедрению ИТС.

«Мы поставляем решения собственной разработки: интеграционную платформу, подсистему мониторинга транспортных потоков, подсистему метеомониторинга и другие отдельные программные продукты. Плюс мы не стоим на месте и за 2022г. разработали свои решения по детектированию ДТП и ЧС, продолжили развитие программных и аппаратных решений по мониторингу транспортных потоков. Благодаря серьезным усилиям негативное влияние санкций для нас стало позитивным. По АСУДД и управлению общественным транспортом есть много отечественных продуктов, по которым у нас сложилась положительная практика внедрения», - отмечает Юрий Ермолаев.

📧ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg