Крупные ИТ-компании скрывают выручку от проектов в госсекторе

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Бюджеты на цифровизацию федеральных и региональных органов власти сокращаются. Суммарная выручка участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в госсектор в 2022 г. по сравнению с 2021 г. выросла на 12%. Госведомства по большей части только готовятся к запуску проектов цифровой трансформации на базе российских решений - их старт ожидается в ближайшие три года. В фокусе - импортозамещение, информационная безопасность.

Крупнейшие поставщики ИТ в госсектор

В 2022 г. 50 участников рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие поставщики ИТ в госсектор» заработали ₽229,6 млрд. Это на 11,8% больше, чем в 2021 г. (₽205,3 млрд). Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд по причине отказа от участия в нем крупных игроков. В 2022 г. он составил ₽35 млн против ₽40 млн годом ранее.

На топ-10 участников рейтинга приходится 86% совокупной выручки топ-50. Поэтому динамика изменения их выручки может стать более объективным показателем динамики развития рынка ИТ в госсекторе в целом. Девять лидеров за исключением Softline (состав компаний в группе в 2022 г. изменился, поэтому данные за 2021 г. не учитываются) в 2022 г. заработали на проектах в госсекторе ₽187,4 млрд, что на 51% больше, чем в 2021 г. (₽123,9 млрд).

Выручка в госсекторе в 2022 г., ₽ тыс, с НДС Выручка в госсекторе в 2021 г., ₽ тыс, с НДС
Перейти к полной таблице

На первом месте, как и раньше, «Ростелеком» - в 2022 г. его выручка от предоставления цифровых сервисов государственным организациям выросла на 38,1% до ₽122 млрд. На втором месте «Лига Цифровой Экономики» (₽15 млрд) - компании удалось увеличить выручку от проектов в госсекторе на 136% и переместиться в топ-5 с шестого места. На третьем месте «БФТ-Холдинг» (₽10,6 млрд) - благодаря росту на 122% компания потеснила Softline.

На четвертом месте группа компаний Softline с выручкой на российском рынке ₽10 млрд. На пятом «Максима Телеком» (в 2023 г. - приобретена «Макомнет», находится под контролем «Ростелекома») - ей удалось заработать на проектах в госсекторе ₽8,6 млрд).

Цифровая трансформация регионов

В марте 2023 г. на совещании с руководителями цифровой трансформации федерального и регионального уровней вице-премьер Дмитрий Чернышенко назвал лучшие федеральные и региональные министерства и ведомства по цифровизации в 2022 г. При составлении рейтинга учитывались такие показатели, как переход на облачное платформенное решение «Гостех», информационная безопасность, внедрение платформы обратной связи, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, эффективность планирования и реализации программ цифровой трансформации.

Выручка в 2022 г. в ₽тыс. с НДС

В топ-10 рейтинга вошли Республика Татарстан, Белгородская, Тульская, Челябинская, Липецкая, Калужская области, ХМАО, ЯНАО, Республика Башкортостан и Якутия. Последние 10 мест поделили между собой Чукотский АО, Республики Ингушетия и Тыва, Тамбовская, Калининградская, Астраханская области, Еврейская АО, Ставропольский, Забайкальский и Хабаровский край.

В декабре 2023 г. Руссофт выпустил рейтинг регионов России по уровню развития индустрии разработки ПО. Первые два места занимают Москва и Санкт-Петербург - авторы исследования даже создали для этих двух регионов отдельную категорию под названием «Две столицы». «Они находятся вне конкуренции. По объективным причинам никакие другие субъекты федерации с ними соперничать не могут», - отмечают авторы исследования.

В лидерах - Нижегородская, Новосибирская, Свердловская и Самарская области, а также Республика Татарстан. В числе претендентов на лидерство - Пермский край, Ростовская, Московская, Воронежская, Ярославская, Калининградская, Саратовская области, Республика Удмуртия и Краснодарский край.

Крупнейшие проекты в госсекторе

Бюджет на цифровизацию федеральных и региональных органов власти в России на протяжении последних четырех лет ежегодно сокращается примерно на 20%, рассказал глава Минцифры Максут Шадаев. По данным «ТЭК-Торг», за девять месяцев 2023 г. объем госзакупок по 44-ФЗ в сфере ИТ снизился на 6,1% по сравнению с тем же периодом 2022 г. и составил ₽209,25 млрд. Большая часть средств пришлась на закупку госструктурами «железа» - ₽110,4 млрд. Хотя эта сумма меньше на 6,1%, чем в 2022 г. Всего было опубликовано 42,9 тыс. извещений о закупке оборудования (рост на 16,1%). Объем закупок госструктурами ПО (сюда входят также работы по разработке и тестированию ПО) снизился на 6% и составил ₽98,81 млрд. Всего было опубликовано 13,8 тыс. закупок. По мнению экспертов, снижение показателей во многом обусловлено тем, что закупки переведены в «закрытый» режим.

Практически все реализуемые ведомствами крупные проекты так или иначе связаны с необходимостью импортозамещения. Так, Федеральная таможенная служба (ФТС России) в декабре 2023 г. введет в промышленную эксплуатацию Главный центр обработки данных в Твери (ГЦОД «Тверь»). В I квартале 2024 г. будет запущен процесс миграции всех информационно-программных средств, автоматизирующих процессы таможенного дела. По итогам переезда в новый ЦОД общий объем хранимой информации составит 25 петабайт, что в полтора раза превысит нынешние мощности.

Пенсионный фонд (ПФР) до конца текущего года закупит систему хранения данных (СХД) и 21 сервер на ₽223 млн. Цель покупки - развитие инфраструктуры в рамках подсистемы «Инфраструктурное обеспечение» автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда России (АИС ПФР-2). 12 из 21 серверов будут куплены для замены оборудования, выведенного из эксплуатации.

Федеральное Казначейство намерено закупить сервера для Единой облачной инфраструктуры ведомства более чем на ₽1 млрд. Они предназначается для центра обработки данных (ЦОД) в Дубне. Замена производится в плановом порядке по мере морального и физического устаревания оборудования. Также ведомство переходит с Oracle Financials Accounting Hub на отечественную транзакционно-информационную платформу «Смарт Виста» за ₽236 млн и переводит государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с СУБД Oracle на российскую Postgres Pro.

Госдума потратила ₽52,5 млн на приобретение лицензий ОС Astra Linux и офисного ПО «Мой офис». В результате переход на российское ПО совершили сотрудники четырех управлений нижней палаты парламента. В дальнейшем на это ПО переведут весь аппарат Госдумы, аппарат фракций и депутатов.

Москва выделила ₽605 млн на выполнение работ по развитию и модернизации «Автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом» (АИС УБП) для Департамента финансов. Срок реализации проекта - конец 2025 г.

Тренды на рынке ИТ в госсекторе

Главные тренды 20222023 гг. на рынке ИТ-в госсекторе, как, впрочем, и на всем российском ИТ-рынке - импортозамещение и повышение информационной безопасности. «Если в 2022 году был всплеск спроса на различное железо - ПК, печатное оборудование, АРМы и прочее (объем контрактов на закупку такого оборудования достигал многомиллиардных сумм), то в 2023 году ажиотаж спал. В текущем году были конкурсы на закупку различного отечественного ПО, в том числе софта по обеспечению информационной безопасности, но не скажу, что их было достаточно», - говорит Игорь Лейпи, директор управления по работе с государственными организациями Softline.

В первую очередь, государству нужно обеспечить процессы хранения, управления информацией, быстрого извлечения необходимых данных и создания аналитических отчетов в различных областях. Зачастую готовых подобных отечественных решений нет, и требуется заказная разработка.

Сохраняется высокий спрос на решения в области обеспечения информационной безопасности. Практически все организации используют антивирусные программы и системы защиты периметра, но сейчас требуются не только более инновационные решения по предотвращению кибератак, но и услуги по ИБ. В частности, востребованы услуги центров мониторинга и реагирования на инциденты (SOC), расследования инцидентов ИБ, отмечает Игорь Лейпи.

Еще одно востребованное направление - поддержка оборудования и ПО от иностранных вендоров, ушедших с российского рынка. «2022–2023 годы отмечены ростом числа проектов, связанных с импортозамещением, информационной безопасностью и обслуживанием технически сложного компьютерного оборудования производства вендоров, покинувших российской рынок», - говорят в пресс-службе «Ростелекома».

Эксперты выделяют две сложности, возникающие в ходе цифровизации госсектора. Первая связана с геополитической обстановкой и заставляет госведомства перераспределять финансовые ресурсы, откладывать старт крупных проектов. Вторая - отсутствие собственной микроэлектронной базы в России, которое затрудняет создание современного оборудования. «Для достижения полного технологического суверенитета требуется реализация долгосрочных планов по развитию всей отрасли, особенно в области микроэлектроники, и это может занять более 10 лет», - говорит Вадим Роженцов, директор по продуктам и технологиям «Тринити».

Что ждет ИТ в госсекторе в ближайшие годы

По мнению Игоря Лейпи, 2023 г. стал периодом подготовки (разработки концепций, проектирования и осмысления грядущих задач) к запуску проектов цифровой трансформации с русским акцентом. В «Ростелекоме» ожидают роста числа проектов, связанных с импортозамещением и информационной безопасностью.

Опрошенные CNews эксперты уверены, что российские компании смогут решить все стоящие перед ними задачи. Игорь Хомич, старший партнер «Лиги цифровой экономики», напомнил, что информационные технологии исторически развивались как глобальный рынок, на котором российские компании и разработчики вносили значимый вклад, но чаще всего либо развивая продукты иностранных компаний, либо участвуя в международных проектах в части СПО. Сегодня они также успешно создают собственные решения, в частности, на платформе «Гостех». «Благодаря высокой компетенции отечественных разработчиков, их погруженности в передовые технологии, платформа достаточно быстро обогащается самыми современными импортозамещенными сервисами», - говорит Игорь Хомич.

При этом, по мнению Ивана Панченко, сооснователя и заместителя генерального директора Postgres Professional, важно понимать, что импортозамещение - это не копирование уже имеющихся технологий западных вендоров. «Если мы будем полностью импортозамещать все иностранные решения, слепо копируя их, зарубежные разработчики уйдут далеко вперед, и стратегические задачи страны так и не будут решены. Поэтому важно смотреть на шаг вперед и сосредоточиться на разработке уникальных решений завтрашнего дня», - говорит Иван Панченко.

По мнению экспертов, здоровая конкуренция и государственная поддержка ИТ-компаний позволит решить все стоящие задачи. Это значит, что цифровые проекты в государственном секторе будут продолжаться. Самые крупные из них будут направлены на обеспечение информационной безопасности и импортозамещение, которое при должных усилиях может перерасти в создание конкурентоспособных на мировом рынке продуктов.

📧ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg