Финансирование национального проекта

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В статье отслеживаются вопросы финансирования цифровой экономики в России и соответствующей программы.

Содержание

      • Финансирование проекта сократили на 1,225 млрд руб.
      • Правительство определилось с расходами на нацпроект «Цифровая экономика» в 2022-2024 гг.
      • Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. составит 552 млрд рублей
      • Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. сокращают на 92,1 млрд рублей
      • На реализацию программы «Цифровая экономика» в 2019-2021 гг. выделено 403 млрд рублей
      • План затрат в размере 2,6 трлн руб в период 2018-2024 гг. Таблица затрат

Цифровая экономика России

Кто и как управляет развитием цифровой экономики

На конференции TAdviser IT Government Day, прошедшей 10 октября 2017 года, врио директора Дпартамента госуправления Минэкономразвития РФ Павел Малков рассказал о приоритетах и планах по разработке нормативного регулирования цифровой экономики. Подробнее здесь.

Расходы на развитие цифровой экономики России в 2022 году достигли 5,15 трлн рублей против 4,85 трлн рублей годом ранее (рост на 6%). Такие данные в конце января 2024 года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Исследование подготовлено совместно с Минцифры России и Росстатом.

Примерно две трети валовых внутренних затрат на развитие цифровой экономики в России по итогам 2023 года пришлось на организации. Последние увеличили расходы на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг на 8,5% в сравнении с 2022-м - до 3,2 трлн рублей. Затраты домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг в 2023 году выросли на 2,7% и достигли 1,95 млрд рублей.

Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики по отношению к ВВП России в 2023 году снизились до 3,4% с 3,6% в 2022-м. В сегменте бизнеса и госсектора доля снизилась с 2,2% до 2,1%, а расходы ы домашних хозяйств на использование цифровых технологий и связанных с ними товаров и услуг по отношению к ВВП страны уменьшилось с 1,4% до 1,3%.

Как отмечают авторы исследования, в 2023 году компании в России активизировали усилия по созданию и внедрению новых цифровых решений, почти вдвое увеличив затраты на исследования и разработки в области цифровых технологий. Высокий годовой прирост наблюдался по расходам на цифровой контент (+46,5% относительно 2022 года) и ПО (+8,5%).Что ждать от 2024 года? Мнения ключевых игроков российского ИТ-рынка

У населения наиболее значительно увеличились траты на покупку аудиовизуальной техники (+18,8% в 2023 году в сравнении с 2022-м.), ремонт цифровых устройств и оплату услуг связи (по +4,6%). Почти на четверть сократились расходы граждан на покупку компьютерного оборудования.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» по итогам 2023 года выполнена на 95,8%. Из выделенных 138,1 млрд рублей израсходовано 132,3 млрд рублей. Таким образом, остались неосвоенными приблизительно 5,8 млрд рублей. Соответствующие цифры приводятся в отчете Минфина РФ, опубликованном 17 января 2024 года.

В рамках программы «Цифровая экономика» в 2023-м реализовывались восемь федеральных проектов. Из них полностью исполнены три: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Цифровые технологии» и «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». На них выделялось соответственно 13,5 млн рублей, 17,9 млрд рублей и 10,9 млрд рублей.

Самый объемный федеральный проект «Цифровое государственное управление» выполнен на 92,5%: из предусмотренных на него 75 млрд рублей израсходовано примерно 69,4 млрд рублей. Проекты «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность» проработаны на 99,8%. В первом случае из 3,52 млрд рублей потрачено 3,51 млрд рублей, во втором - из 6,92 млрд рублей израсходовано 6,9 млрд рублей. Бюджет федерального проекта «Информационная инфраструктура» освоен на 99,6% - 16,2 млрд рублей из предусмотренных 16,3 млрд рублей. По направлению «Искусственный интеллект» уровень исполнения составил 99%: 7,48 млрд рублей из 7,55 млрд рублей.

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отмечает, что цифровая трансформация является одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 года и по ней уже достигнуты существенные результаты. Цифровая зрелость по итогам 2023 года превысила 74%. В онлайн перевели все запланированные социально значимые услуги, а затраты на ИТ превысили 540 млрд рублей. Число пользователей портала госуслуг увеличилось почти в два раза и достигло 109 млн человек.

Бюджет национальной программы «Цифровая экономика» сокращается на 11 млрд рублей. Об этом сообщается в опубликованной в конце сентября 2023 года пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на этот документ, бюджетные ассигнования в рамках «Цифровой экономики» запланированы в 2024 году в объеме 121,7 млрд рублей, что на 8,4% меньше, чем было заложено в действующем к концу сентября 2023 года законе о бюджете на трехлетку.

Также изменились бюджеты федеральных проектов, входящих в программу «Цифровая экономика». Так, расходы по проекту «Цифровые технологии» на 2024 год снижены на 4,2 млрд рублей, до 11,9 млрд рублей. В частности, на 2,5 млрд рублей снижены ассигнования на реализацию проектов по разработке и внедрению российских ИТ-решений, поддержанных в рамках грантовых программ Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Кроме того, сообщается о сокращении на 3,5 млрд рублей финансирования разработки «Ростехом» системного проекта по производству телеком-оборудования для сетей 5G и обеспечению его серийного выпуска.

Финансирование федпроекта «Информационная инфраструктура» снижено на 1,97 млрд рублей - до 10,8 млрд рублей. Это обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований по ряду направлений. В частности, планируется урезать на 592,1 млн рублей ассигнования на создание цифровой защищенной инфраструктуры связи в госорганах, в том числе на оснащение цифровыми абонентскими устройствами.

Финансирование федерального проекта «Информационная безопасность» предполагается урезать на 7% (или 420,8 млн рублей) по сравнению с цифрами, заложенными в действующем бюджете - до 5,6 млрд рублей.

В конце сентября 2022 года стало известно о сокращении расходов на 14 национальных проектов в 2023 году на 100 млрд рублей - с 2,97 трлн до 2,87 трлн рублей. Наибольшее уменьшение бюджета - на 30% до 57 млрд рублей ожидается по нацпроекту «Цифровая экономика», пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы Министерства финансов РФ.

В 2024 году расходы на «Цифровую экономику» предложено сократить до 114,86 млрд рублей, передает ТАСС со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.

Бюджет на федеральный проект «Искусственный интеллект» в 2023 году планируется уменьшить на 11,2%, до 6,4 млрд рублей в сравнении с бюджетом 2022 года, и на 20,3% в 2024 году - до 5,76 млрд рублей.

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Искусственный интеллект" одновременно с общими подходами к формированию Законопроекта обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на поддержку разработки конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных комплексов для целей искусственного интеллекта в 2023 году на 1 135,3 млн рублей, в 2024 году на 478,6 млн рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с иных мероприятий, - сообщается в материалах к проекту.


Бюджет на федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» в 2023 году планируется увеличить почти на 225%, до 10,9 млрд рублей. в сравнении с бюджетом 2022 года, и на 347% в 2024 году - до 16,88 млрд рублей.

По состоянию на 1 сентября 2022 года расходы бюджета России на реализацию нацпроектов, по предварительным данным, составили 1,98 трлн рублей. По информации Минфина, расходы на нацпроект «Цифровая экономика» были исполнены к тому моменту на 30,7%.

Финансирование проекта сократили на 1,225 млрд руб.

Правительство РФ направило в Госдуму законопроект №1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 г. и 2024 г.". Согласно документу, бюджетное финансирование на реализацию национального проекта "Цифровая экономика РФ" запланировано в 2022 г. в объеме 210,6 млрд руб., в 2023 г. - 190,5 млрд руб., в 2024 г. - 188,8 млрд руб. Об этом стало известно 6 октября 2021 года.

Предусмотренные в законопроекте объемы финансирования, по сравнению с утвержденными законом №385-ФЗ ("О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 г. и 2023 г."), в 2022 г. уменьшены на 628,6 млн руб., в 2023 г. - на 582,2 млн руб., в 2024 г. на 14,6 млн руб. Итого документ предусматривает снижение бюджетных вливаний на следующие три года на 1,225 млрд руб. Согласно 385-ФЗ, на следующие три года на финансирование проекта "Цифровая экономика РФ" заложено 591,255 млрд руб. Законопроект предусматривает финансирование в размере 590,03 млрд руб.

Согласноданному законопроекту, Федеральный проект "Информационная инфраструктура" потеряет в 2022 г. 319,8 млн руб., а в 2024 г. - 164,3 млн руб., а именно - расходы предлагают сократить на проведение конверсии радиочастотного спектра в интересах развития сетей 5G/IMT-2020 в РФ.

Федеральный проект "Цифровое государственное управление" недополучит в общей сложности за три года 594 млн руб. В основном планируется перераспределение средств между сегментами проекта. Финансирование на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, приоритетных отраслях экономики и социальной сфере для предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов для граждан и бизнеса в электронном виде сократится в 2022 г. на 1,596 млрд руб., а в 2023 г. - на 1,601 млрд руб. Вместо этого сегмента в федеральный проект "Цифровое государственное управление" предлагают направить дополнительно 1,058 млрд руб. в 2022 г. и 1,063 млрд руб. в 2023 г. на обеспечение развития Единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу на основе создания и развития интеллектуальной цифровой технологической платформы для участников национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на федеральном и региональном уровнях. Сегмент "Обеспечение организационно-технической, экспертной, аналитической и информационной поддержки и сопровождения реализации национальной программы "Цифровая экономика РФ" получит за три года сверх плана 414 млн руб.

Федеральный проект "Искусственный интеллект" за три года похудеет на 178,5 млн в основном за счет урезания бюджета на проведение автономной некоммерческой организацией "Национальные приоритеты" популяризационной кампании по повышению доверия к искусственному интеллекту.

Руководитель центра бизнес-аналитики RAMAX Group Сергей Левашов отметил, что развитие проектов "Цифровой экономики" показывает вариативность достижения целей программы от 50% выполнения в 2019 г. до вполне удовлетворительного результата по скорректированным целям в 2020-2021 гг.

Снижение затрат на миллиард рублей находится в рамках статистической погрешности исходя из цифр бюджета в 210 млрд руб. на 2022 г. Тем не менее нужно помнить, что изначально на программу планировали потратить 3,5 трлн руб., включая внебюджетное финансирование, из которых 403 млрд освоены до 2021 г. Существенная корректировка плана бюджета состоялась в 2020 г. после прихода обновленного федерального правительства и, соответственно, другого главы Минцифры. Коррекция составила 11% от годового бюджета в 124 млрд руб. Изъятые средства направлены в резервный фонд. Вывод: государство очень внимательно относится к инвестициям по программе "Цифровая экономика", и снижение расходов говорит как о достаточно высокой эффективности контроля за ресурсами, так и о стремлении оптимизировать расходы без ущерба для целей программы, - прокомментировал .

Исполнение расходов федерального бюджета России на реализацию национального проекта «Цифровая экономика» в 2021 году составило 95,8% от планового значения. Такие данные 18 января 2022 года привели в Министерстве финансов РФ.

По оценкам ведомства, к 1 января 2022 года траты бюджета РФ на все нацпроекты составили 2,549 трлн рублей от плановых показателей.

Замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Николай Яцеленко сообщил, что в проекте бюджета на 2022-2024 год на реализацию национальной программы «Цифровая экономика» предусмотрено около 600 млрд рублей. Документом предусмотрено финансирование госпрограммы «Информационное общество» в размере 342,1 млрд рублей в 2022 году, 321,9 млрд рублей - в 2023-м и 314,6 млрд рублей - в 2024-м.

По словам Яцеленко, «Цифровая экономика» финансируется не только из средств госпрограммы «Информационное общество», но и из семи других госпрограмм. В частности, это «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильём», «Содействие занятости населения», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности» и другие.

На нацпроект «Цифровая экономика», по его словам, в проекте бюджета в 2022 году заложено 210,7 млрд рублей, в 2023 году - 190,5 млрд рублей и в 2024-м - 188,8 млрд рублей.

Данных средств достаточно для выполнения указа президента о национальных целях до 2030 года и позволит достичь национального показателя «цифровая зрелость, - заявил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

При этом, по данным Министерства финансов РФ, обнародованным в 2021 году, расходы федерального бюджета на реализацию «Цифровой экономики» в 2020-2023 гг. составят 667,2 млрд рублей, в том числе 211,3 млрд рублей в 2022 году.

Правительство определилось с расходами на нацпроект «Цифровая экономика» в 2022-2024 гг.

Как стало известно 21 сентября 2021 года, Правительство РФ планирует в 2022-м выделить 210,7 млрд рублей на реализацию национального проекта «Цифровая экономика». Об этом сказано в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на это документ, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации проекта «Цифровая экономика» в 2023 и 2024 годах должны составить 190,53 млрд и 188,84 млрд рублей соответственно.

На реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» будет направлено в 2022 году 11,58 млрд рублей, в 2023-м - 14,36 млрд рублей, в 2024-м - 18,21 млрд рублей. На финансирование федпроекта «Информационная безопасность» планируется выделить в 2022 году 8,47 млрд рублей, в 2023-м - 8,32 млрд рублей, в 2024-м - 6,54 млрд рублей.

Федеральный проект «Цифровые технологии» получит из бюджета 31,75 млрд рублей в 2022 году, 26,99 млрд рублей - в 2023 году, 20,11 млрд рублей - в 2024-м. На финансирование федерального проекта «Цифровое государственное управление» в 2022 году, как предполагается, будет выделено 110,771 млрд рублей, в 2023-м - 96,01 млрд рублей, в 2024-м - 90,58 млрд рублей.

Из пояснительной записки к законопроекту также следует, что на федеральный проект «Искусственный интеллект в 2022-2024 гг. будет выделено 6,41 млрд, 5,84 млрд и 5,84 млрд рублей соответственно.

Отмечается, что предусмотренные законопроектом объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в 2022 году уменьшены на 628,6 млн рублей, в 2023-м – на 582,2 млн рублей, а в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, уменьшены на 14,6 млн рублей.

В 2020 году государственные инвестиции в федеральные проекты в области цифровизации составили 149 млрд рублей, что на 60% больше, чем годом ранее. Такой расчет приводится в аналитическом отчете InfraOne со ссылкой на данные единого портала бюджетной системы России и федерального бюджета.

В исследовании сказано, что, как и социальная инфраструктура, сфера информационно-коммуникационных технологий в 2020 году пользовалась повышенным вниманием властей. Несмотря на неоднократные пересмотры финансирования, связанные с реализацией антикризисных планов, в федеральные проекты, связанные с цифровизацией, государство в 2020 году вложило существенно больше, чем в 2019-м. А компании из этой сферы на росте интереса получили почти 380 млрд рублей дополнительной выручки, или более 10% годовой, подсчитали эксперты.

По их прогнозам, обнародованным в начале июня 2021 года, в ближайший 3-летний период бюджетные расходы на «цифру» останутся высокими - на уровне 195-230 млрд рублей ежегодно - но в основном они пойдут на поддержку работы государственных систем, информационную безопасность и создание общей инфраструктуры. Поэтому как минимум до 2025 года потребность отрасли в частных инвестициях для реализации межотраслевых проектов (например, в транспорте, здравоохранении или «умном» городском благоустройстве) сохранится, считают в InfraOne.

В целом в 11 «цифровых» федеральных проектов в 2021 году планируется вложить 194,8 млрд рублей, включая 157 млрд рублей в рамках «Цифровой экономики». Это на 30% больше фактических расходов на эти цели в 2020 году.

Повышенные бюджетные вложения в отрасль ожидаются и в последующие годы: в 2022 и 2023 годах они должны достичь 228 млрд и 208 млрд рублей соответственно. Почти половина этих средств - 111 млрд рублей и 96,5 млрд рублей - запланирована на федпроект «Цифровое государственное управление».

Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. составит 552 млрд рублей

Финансирование национального проекта "Цифровая экономика" из федерального бюджета в 2021-2023 годах составит около 552 млрд рублей. Об этом 1 октября сообщает ТАСС со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Согласно документу, в 2021 году на финансирование нацпроекта "Цифровая экономика" запланировано 150,2 млрд рублей, в 2022 году - 211,1 млрд рублей, в 2023 году - 190,7 млрд рублей.

Таким образом бюджет "Цифровой экономики" сократится на 117 млрд рублей (17,5%) по сравнению с ранее утвержденным финансированием.

Самым затратным федеральным проектом "Цифровой экономики" в 2021-2023 годах станет "Цифровое государственное управление". На него планируется потратить 268,7 млрд рублей. Финансирование федпроекта "Информационная инфраструктура" составит 126,7 млрд рублей, "Цифровых технологий" - 80,6 млрд рублей.

На проект "Кадры для цифровой экономики" в 2021-2023 годах заложено 39,2 млрд рублей, на "Информационную безопасность" - 19,85 млрд рублей. На реализацию федерального проекта "Искусственный интеллект" планируется выделить 16,6 млрд рублей. "Нормативное регулирование цифровой среды" потребует финансирования в размере 542 млн рублей.

Бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. сокращают на 92,1 млрд рублей

В середине сентября 2020 года стало известно о решении правительства сократить расходы на реализацию ряда национальных программ, среди которых - «Цифровая экономика». Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета на ближайшую трехлетку.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на документ, финансовое обеспечение «Цифровой экономики» планируется уменьшить на 92,2 млрд рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 24 174,5 млн рублей, в 2022 году - на 35 424,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 32 632,5 млн рублей, - сообщается в пояснительной записке к проекту бюджета.

Правительство сокращает бюджет «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. на 92,1 млрд рублей

Согласно документу, на финансирование федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» в течение 2021-2023 годов направят около 16,5 млрд рублей. Законопроектом на затраты по проекту «Искусственный интеллект» предусмотрено на 2021 год 4,1 млрд рублей, на 2022 год - 6,5 млрд рублей, на 2023 год - 5,9 млрд рублей.

В 2021 году на нацпроекты выделят 2,245 трлн рублей, в 2022-м - 2,62 трлн рублей, в 2023-м - 2,8 трлн рублей. Кроме того, в 2021 году власти потратят на информационное сопровождение нацпроектов на 1,5 млрд рублей больше, чем предполагалось до корректировки планов.

Как ранее заявлял глава Минфина Антон Силуанов, сокращение финансирования национальных проектов позволит найти средства, в частности, на антикризисные меры и борьбу с коронавирусом COVID-19.

16 сентября 2020 года стало известно о решении Минцифры увеличить бюджет «Цифровой экономики» с 1,6 до почти 2 трлн рублей. Соответствующий проект паспорта национальной программы ведомство направило заинтересованным организациям. При этом оно попросило согласовать документ сразу в день получения.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на копию проекта паспорта «Цифровой экономики», финансирование программы предлагается увеличить во многом за счет внебюджетных источников - с 535 до 929,5 млрд рублей. Источники внебюджетных средств не указаны.

По предлагаемому паспорту, будет сокращено финансирование федеральных проектов «Нормативное регулирование цифровой среды» (до 1,4 с 1,6 млрд рублей), «Информационная инфраструктура» (до 744,7 с 772,4 млрд рублей), «Кадры для цифровой экономики» (до 135,9 млрд с чуть более 143 млрд рублей), «Информационная безопасность» (почти вдвое - до 17,1 с 30,2 млрд рублей).

По мнению партнера и директора компании «Интеллектуальный резерв» Павла Мясоедова, одной из основных причин пересмотра расходов в рамках «Цифровой экономики» могли стать итоги режима самоизоляции из-за вспышки коронавируса COVID-19.

Пандемия показала, как важно, чтобы у населения были стабильно работающие и безопасные сервисы, которые позволят получить весь спектр социальных услуг не выходя из дома, - пояснил он, добавив, что во время самоизоляции люди применяли цифровые технологии оформления пособий, регистрации рождения детей, получения госуслуг. Причем нагрузка на подобные сервисы возросла, подчеркнул Мясоедов.

В распоряжении TAdviser попало письмо первого замминистра финансов РФ Татьяны Нестеренко к руководителю Федерального Казначейство Роману Артюхину, в котором Минфин со ссылкой на поручение премьер-министра Михаила Мишустина просит заблокировать бюджеты ряда ведомств на 2020 год для направления в резервный фонд.

Письмо датировано 17 апреля 2020 года. Общий объем бюджетных лимитов, подлежащих блокировке, составляет 55 млрд рублей.

По национальной программе «Цифровая экономика» Минфин просит заблокировать бюджеты объемом 14,34 млрд рублей. Это более 11% от 124 млрд рублей, составляющих общий объем средств, которые планировалось израсходовать по нацпрограмме в 2020 году.

Некоторые мероприятия «Цифровой экономики» были «порезаны» гораздо сильнее, чем на средние 10-12%.

Источник TAdviser, близкий к Минкомсвязи, говорит, что сокращение «Цифровой экономики» на 14 млрд рублей – это неболезненный компромисс.


В дальнейшем, по словам собеседника TAdviser, программа сильно изменится по всем федеральным проектам. В проекте «Цифровые технологии», например, в качестве ответственных появятся госкомпании, которых до сих пор в паспорте проекта не было.

Из запланированных 64 результатов по национальной программе «Цифровая экономика» в 2019 году достигнуто было всего 36 или 56%. Об этом говорится в отчете Счётной палаты РФ.

Кассовое исполнение расходов по «Цифровой экономике» по итогам 2019 года составило 73,3% (73,8 млрд рублей). Среди причин такого низкого показателя в Счётной палате назвали новую редакцию нацпрограммы, которая была утверждена через полгода с момента ее реализации в 2019 году, многочисленные изменения в программу, а также перераспределения расходов между результатами федеральных проектов (за 2019 год утверждено 33 запроса на изменение программы и 54 запроса на изменение федеральных проектов). Кроме того, повлияло несвоевременное принятие нормативных правовых актов (повлекло позднее заключение соглашений), длительность процедур по размещению закупок и, как следствие, позднее заключение заказчиками госконтрактов.

Из-за низкого кассового исполнения расходов по «Цифровой экономике» Минкомсвязи и подведомственные ему Россвязь, Роскомнадзор и Роспечать потратили лишь 77,1% от выделенных из федерального бюджета средств.

Также Счётная палата выявила отставание в реализации госпрограммы «Информационное общество». На выполнение этого проекта Минкомсвязи в 2019 году выделило 240 млрд рублей. Из них ведомство израсходовало 218,4 млрд рублей (91%). Из 74 целевых показателей не были достигнуты 12.

В ходе проверки Счетная палата обратила внимание на значительный рост дебиторской задолженности по расходам Минкомсвязи и Россвязи. Так, у министерства она выросла за год более чем в 3,6 раза и составила 13,5 миллиарда рублей. Причина – значительный рост авансирования по госконтрактам, а также увеличение остатков субсидий, которые ведомство предоставило в 2019 году бюджетным учреждениям и иным юрлицам.

11 ноября 2019 года стало известно, что по итогам первых девяти месяцев 2019 г. уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальную программу «Цифровая экономика» составил 12,3%. Это следует из доклада Счетной палаты по исполнению бюджета за указанный период. С учетом того, что в 2019 г. на эту нацпрограмму было выделено 108 млрд руб., к сентябрю 2019 г. из них было израсходовано только 13,3 млрд руб.

Среди национальных программ «Цифровая экономика» занимает по этому показателю 13, то есть последнее, место. По итогам первого полугодия 2019 г. она также была в этом рейтинге на последнем месте.

Средний уровень исполнения расходов по всем нацпрограммам составляет 52,1%. Это на 10,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета, который достигает 62,9%.

Пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков заявил, что низкий уровень исполнения бюджета «Цифровой экономики» объясняется ее сложной системой управления. По словам Новикова, специфика нацпрограммы предполагает внесение множества изменений.

Их согласование затягивается из-за сложной системы управления нацпрограммой: ее равноправным участником является бизнес в лице АНО «Цифровая экономика». Зато ни одно решение в этой сфере не принимается без участия бизнеса,

По данным Новикова, 13,3 млрд руб. - это та сумма, на которую заключены госконтракты и подписаны соглашения на субсидии. Он заявил, что по состоянию на конец октября 2019 г. учтенные обязательства по нацпрограмме выросли до 49,5 млрд рублей (45,8% от бюджета). На эту сумму заключены госконтракты и подписаны соглашения на субсидии исполнение нацпрограммы уже достигло уровня 45,8%, то есть 49,5 млрд руб. По подсчетам Минкомсвязи, в конце ноября 2019 года исполнение бюджета «Цифровой экономики» составит 75 млрд руб., а в конце декабря 103,5 млрд руб. По итогам года законтрактованы будут 95,7%.

11 февраля 2019 года стало известно, что Правительство опубликовало материалы Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, посвященные 12 национальным проектам. В числе прочих опубликована краткая справка по национальной программе «Цифровая экономика».

Согласно справке, общие расходы этой программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взято из внебюджетных источников. Указанная сумма расходов более чем в два раза меньше той, чем была заложена в последний вариант программы (3,54 трлн руб.)

В том числе значительно были сокращены расходы на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты» - до 451,8 млрд руб. (сокращение более чем в три раза) - и на федеральный проект «Цифровое государственное управление» - до 235,7 млрд руб (сокращение более чем в четыре раза).

Из федерального проекта «Цифровое государственное управление» были исключены расходы на сумму 865 млн руб. По всей видимости, это уже включенные в федеральный бюджет расходы на информатизацию органов государственной власти. А расходы федерального проекта «Цифровые технологи и проекты» сократились на 1,04 трлн руб. - по всей видимости, за счет внебюджетного финансирования. Суммарно расходы по обоим федеральным проектам сократились на 1,87 трлн руб.

Расходы по остальным федеральным проектам остались на уровне, заложенным в прежний вариант национальный программы. На «Информационную инфраструктуру» потратят 772 млрд руб., на «Кадры для цифровой экономики» - 143 млрд руб., на «Информационную безопасность» - 30 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды» - 1,7 млрд руб.

На реализацию программы «Цифровая экономика» в 2019-2021 гг. выделено 403 млрд рублей

Как стало известно 23 ноября 2018 года в бюджете на следующие три года, который одобрила в третьем чтении Госдума, на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» в 2019-2021 гг. отведено порядка 403 млрд руб. Из них около 108 млрд руб. будет потрачено в 2019 г., чуть более 123 млрд руб. - в 2020 г., и почти 172 млрд руб. - в 2021 г. Об этом свидетельствуют приложения к закону о бюджете, размещенные на сайте системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД).

Если говорить отдельно о шести направлениях, которые составляют нацпрограмму, то средства распределились следующим образом. На информационную инфраструктуру будет потрачено около 152 млрд руб. за три года, на цифровое госуправление - чуть более 101 млрд руб., на цифровые технологии и проекты - 88,5 млрд руб., на кадры для цифровой экономики - более 46 млрд руб., на информационную безопасность - более 15 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды - 794 млн руб.

Если говорить конкретно о следующем 2019 г., то бюджетом предусмотрены такие расходы по данным шести направлениям. На информационную инфраструктуру будет потрачено около 41,7 млрд руб., на цифровое госуправление - 29,2 млрд руб., на цифровые технологии и проекты - 21,5 млрд руб., на кадры для цифровой экономики - 10,5 млрд руб., на информационную безопасность - 4,8 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды - 265 млн руб.

Что касается 2020-2021 гг., то на реализацию направлений нацпрограммы в бюджете определены следующие суммы. На информационную инфраструктуру зарезервированы 48 млрд руб. и 62 млрд руб. соответственно, на цифровое госуправление - 31 млрд руб. и 41 млрд руб., на цифровые технологии и проекты - 25,5 млрд руб. и 41,6 млрд руб., на кадры для цифровой экономики - 13,3 млрд руб. и 22,4 млрд руб., на информационную безопасность - 5,6 млрд руб. и 4,9 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды - по 265 млн руб.

По направлению «Информационная инфраструктура» на обеспечение покрытия объектов транспортной инфраструктуры сетями связи с возможностью беспроводной передачи голоса и данных в 2019-2021 гг. предусмотрено 500 млн руб., 2,8 млрд руб. и 4,4 млрд руб. соответственно. По этому же направлению на присоединение Чукотского автономного округа к единой сети электросвязи России зарезервировано 234 млн руб., 500 млн руб. и 4 млрд руб. в год.

В рамках направления «Цифровое госуправление» на обеспечение информационно-аналитического и экспертно-аналитического сопровождения в сфере контрольной и надзорной деятельности предусмотрено 153,4 млн руб. в год. На создание национальной системы управления данными в 2019-2021 гг. зарезервировано 510,5 млн руб., 502,8 млн руб. и 509,8 млн руб. соответственно.

Направление «Кадры для цифровой экономики» включает в себя такое мероприятие как проведение тематических смен в сезонных лагерях для школьников по передовым направлениям дискретной математики, информатики, цифровых технологий, на что в ближайшие три года планируется выделять более 470 млн руб. ежегодно.

В рамках этого же направления на развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в 2019 г. и 2020 г. предусмотрено около 1,8 млрд руб., а в 2021 г. - 2,7 млрд руб. На предоставление грантов физическим лицам на реализацию проектов в области цифровой экономики зарезервировано 250 млн руб. ежегодно. На тиражирование лучших практик по развитию цифровой грамотности школьников на базе русских школ за рубежом планируется потратить 309 млн руб. в 2019 г. и 340 млн руб. - в 2021 г. Сумма за 2020 г. в приложении к закону о бюджете отсутствует.

По направлению «Информационная безопасность» на доведение уровня безопасности объектов критической информационной инфраструктуры до установленных законодательством зарезервировано 150 млн руб. в 2020 г. и 100 млн руб. в 2021 г. Значение за 2019 г. не указано. На создание и функционирование Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, а также создание, эксплуатацию и развитие информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования предусмотрено в 2019-2021 гг. 597 млн руб., 699 млн руб. и 546 млн руб. соответственно.

На обеспечение защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности в условиях цифровой экономики планируется выделить 834 млн руб., 454 млн руб. и 409 млн руб. в год. Создание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации обойдется в течение трех лет в 104 млн руб., 119 млн руб. и 139 млн руб. в год.

Государственная поддержка автономной некоммерческой организации «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» составит 34,7 млн руб. ежегодно.

По направлению «Цифровые технологии и проекты» на реализацию комплекса мер по поддержке разработки и внедрения российскими организациями технологий, продуктов, сервисов и платформенных решений в целях повышения доступности российского ПО и программно-аппаратных комплексов для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы в 2019-2021 гг. предусмотрено 2 млрд руб. ежегодно.

На разработку и реализацию дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий зарезервировано 2,1 млрд руб., 2,8 млрд руб. и 6 млрд руб. в год. Государственная поддержка компаний-лидеров по разработке продуктов, сервисов и платформенных решений на базе «сквозных» цифровых технологий обойдется бюджету в 3 млрд руб., 2,5 млрд руб. и 5,5 млрд руб. в год.

Поддержка проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий составит в 2019-2021 гг. 11,7 млрд руб., 15,7 млрд руб. и 25,6 млрд руб. в год.

В сентябре 2018 года глава Минкомсвязи Константин Носков сообщал, что бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» в 2019–2024 гг. составит 2,16 трлн руб. В конце 2017 г. прежний глава Минкомсвязи Николай Никифоров говорил, что необходимый объем финансирования программы составит 520 млрд руб.

В начале августа 2018 г. РБК писал со ссылкой на имеющийся у него проект документа Минкомсвязи, что бюджет «Цифровой экономики» до 2024 г. может превысить 3,5 трлн руб. К тому моменту Николай Никифоров уже не занимал пост главы министерства - министром связи и цифрового развития стал Константин Носков.

Куратор цифровизации российской экономики Максим Акимов сообщил, что на «Цифровую экономику» из бюджета будет выделено порядка 1 трлн руб. за пять лет. В начале сентября 2018 года он повторил свои слова, уточнив, что речь идет о сумме немногим более 1 трлн руб. на реализацию программы сроком до 2024 г.

16 октября 2018 года глава Минкомсвязи Константин Носков презентовал финальную версию нацпроекта «Цифровая экономика».

Главная его задача – совершение рывка в повышении качества жизни, модернизации экономики, госуправления, инфраструктуры на основе использования цифровых технологий, отметил Носков. В Минкомсвязи называют это единственным шансом для России стать глобальным мировым лидером в экономическом развитии. К 2024 году Россия будет стремиться к лидерству в области математического образования, экспорта ИКТ-продукции, доступности мобильного интернета, развивать научный потенциал в сфере цифровой экономики.

Расходы федерального бюджета на нацпроект "Цифровая экономика" до 2024 года составят 1 трлн 80 млрд рублей. Это финансирование планируется выделить дополнительно к ИКТ-расходам федеральных ведомств, которые каждый год составляют 110-120 млрд рублей.

Новый триллион распределится между Минкомсвязью и Минэкономразвития, как показано на слайде ниже. В 2019 году через Министерство цифрового развития будет направлено около 95 млрд рублей. Далее по годам будет увеличение – 120 млрд, 150 млрд, 250 млрд и так далее, пояснял ранее Константин Носков в интервью TAdviser.

Мы работаем над тем, чтобы предоставить бизнесу для рассмотрения различные варианты инвестиционных проектов, в которые они могут вложиться. Мы будем говорить и об инфраструктуре, и о дата-центрах, - рассказывал Носков в интервью TAdviser. - Это могут быть проекты по микроэлектронике, потому-что у нас вырастет спрос, например, на датчики для интернета вещей. Мы будем искать подобные проекты и предлагать их бизнесменам. Или просто называть области, где мы видим взрывной спрос

По данным «Ведомостей», одобренный правительством в сентябре 2018 года паспорт проекта национальной программы «Цифровая экономика» предполагает затраты в размере 3,5 трлн руб., из которых 2 трлн руб. за 2018–2024 гг. должен потратить федеральный бюджет.

Бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» составит 3,5 трлн руб.

Ранее планировалось, что объем федеральных средств, выделяемых на программу, составит порядка 1,15 трлн руб.

Сейчас мы закладываем порядка 2 трлн. 1,08 трлн – это дополнительные бюджетные средства, и рассчитываем как минимум на такую же сумму по внебюджетным источникам, - заявил Константин Носков, глава Минцифры.

План затрат в размере 2,6 трлн руб в период 2018-2024 гг. Таблица затрат

Ниже представлен расчет затрат на национальную программу "Цифровая экономика РФ", в соответствии с проектом, внесённым Минцифрой в правительство в августе 2018 года.

21 августа 2018 года была названа новая оценка расходов на реализацию национальной программы «Цифровая экономика». Из федерального бюджета может быть выделено 1,2 трлн рублей, которые будут потрачены в течение пяти лет - с 2019 по 2024 годы, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы к совещанию у российского замминистра финансов Андрея Иванова.

Как уточняют источники газеты, проект затрат на цифровую экономику промежуточный - в нем предусмотрены деньги только на 2019–2021 годы. По словам участника совещания, после согласования с Минфином в проект могут внести существенные изменения.

Больше всего инвестиций - 627,9 млрд рублей - потребуется на создание информационной инфраструктуры: сетей связи, дата-центров, внедрение новых платформ работы с данными. На цифровые технологии для госслужащих могут потратить 233,1 млрд рублей, на обучение чиновников и бизнеса - 138,9 млрд рублей, на информационную безопасность - 18 млрд рублей, на совершенствование российской правовой системы - 1,5 млрд рублей.

Директор центра компетенций по импортозамещению в ИТ-сфере Илья Массух сомневается, что на финансирование ИТ-безопасности хватит 18 млрд рублей. По его мнению, эти затраты должны составлять не менее 20% расходов на создание инфраструктуры. Массух надеется, что расходы увеличатся при подготовке федерального бюджета.

По сообщению «Ведомостей», источники внебюджетного финансирования еще будут искать. Составителям программы следует решить, как использовать государственно-частное партнерство, изменить законодательство и пр.

К 20 августа 2018 года, как рассказал изданию представитель Минэкономразвития, финансирование программы обсуждается. Остальных деталей этих переговоров он не привел. Ранее российский вице-премьер Максим Акимов, как напоминает издание, заявлял, что программа цифровой экономики за пять лет может потребовать примерно 1 трлн рублей.

7 августа 2018 года стал известен предварительный бюджет национальной программы «Цифровая экономика» - более 3,5 трлн рублей до 2024 года. Большая часть денег пойдет на развитие инфраструктуры, цифровизацию государственных услуг и здравоохранение.

О расходах на «Цифровую экономику» узнало издание РБК из проекта документа, который Минкомсвязи (отвечает за реализацию программы) должно внести в правительство 15 августа 2018 года.

По словам одного из разработчиков программы, бюджет был готов в июне. В то же время он может быть скорректирован к моменту внесения в правительство. В связи с этим сумма в 3,5 трлн рублей может как вырасти, так и сократиться.

Самым дорогим направлением «Цифровой экономики» станет проект «Информационная инфраструктура», в рамках которого планируется создать глобальную спутниковую систему для покрытия всей планеты беспроводным доступом в интернет, а также развивать сети мобильной связи пятого поколения (5G) и интернет вещей. Расходы, по предварительным расчетам, составят 993 млрд рублей, из которых 688 млрд рублей нужно будет привлечь из федерального бюджета.

На реализацию проекта «Цифровое государство», который будет впоследствии переименован в «Цифровое государственное управление»; перевод госуслуг и госуправления в цифровой формат, потребуется 621 млрд рублей, направление должно полностью финансироваться из федерального бюджета.

Кроме того, на проект «Экосистема поддержки цифровых проектов», целью которого является создание финансовой поддержки разработчиков цифровых технологий, потребуется 465 млрд рублей, на «Цифровые технологии и проекты» - 195 млрд рублей, «Кадры для цифровой экономики» - 134 млрд рублей, «Информационная безопасность» - 25 млрд. Также около 1 млрд рублей планируется потратить на доработку нормативной базы для развития цифровой экономики.

В конце марта 2018 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении бюджетных ассигнований в размере 3,04 млрд рублей из резервного фонда правительства на финансирование первоочередных мероприятий по ряду направлений программы «Цифровая экономика». Они предназначены, в частности, для мероприятий в рамках направлений «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность».

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение выделить средства для первоочередных мероприятий программы «Цифровая экономика»

Из указанной суммы наибольшие ассигнования выделены по линии Минкомсвязи: 1,604 млрд рублей для развития информационной инфраструктуры и 350 млн. рублей в качестве субсидий для реализации ряда мероприятий «Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ». Последнее - по плану мероприятий направления «Информационная безопасность».

По направлению информационной безопасности 13,6 млн. рублей также получит Минпромторг.

Для формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, закрепленных за «Росатомом», выделяется 505 млн. рублей.

По направлению информационной инфраструктуры 399,6 млн. рублей будут выделены Росреестру, 15,5 млн. рублей – Минэкономразвития, 15 млн. рублей – Минтрансу и 3 млн рублей – ФСБ России.

Ассигнования в размере 134 млн. рублей предназначены для Управления делами президента в качестве субсидий Аналитическому центру при правительстве РФ.

18 декабря 2017 года глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил, что на реализацию программы «Цифровая экономика» может потребоваться более полутриллиона рублей.

В целом сегодня такие решения не принимались, и они будут отдельно рассматриваться уже в рамках последующего цикла бюджетного планирования. Утвержденным планом мероприятий в целом запрашивают около 520 млрд рублей финансирования, из которых около 150 млрд - это финансирование бюджетное, - сообщил Никифоров журналистам по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева.

По словам Никифорова, также планируется серьезное внебюджетное финансирование - более 300 млрд рублей, которые предоставят крупнейшие компании отрасли. Министр добавил, что реализацию программы «Цифровая экономика», которая в целом рассчитана до 2024 года, можно будет начать в январе 2018-го.

В ходе совещания у премьер-министра были утверждены четыре плана мероприятий. Первый из них касается нормативного регулирования, второй - технологических и исследовательских задело. Третий план затрагивает инфраструктуру, четвертый - вопросы информационной безопасности. Дмитрий Медведев поручил завершить работу над планом мероприятий, связанных с кадрами, в январе 2018 года.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя «Ростелекома», если расчеты Никифорова верны, самым дорогим мероприятием «Цифровой экономики» может оказаться создание информационной инфраструктуры. Общие затраты по одобренной дорожной карте «Информационная инфраструктура» составят 436,6 млрд рублей.

Почти 70% средств - 299 млрд рублей - предлагается потратить на создание группировки спутников связи, охватывающих весь мир. Планируется, что оно полностью будет профинансировано из внебюджетных источников, сообщает издание, ссылаясь на план проекта.

Создание цифровой инфраструктуры в рамках госпрограммы "Цифровая экономика" в ближайшие три года обойдется в 427 млрд рублей. Из бюджета на эти цели потребуется только 98,6 млрд, а основная часть придется на внебюджетные источники. Такие расчеты сделал "Ростелеком", который подготовил план мероприятий программы по направлению "Цифровая инфраструктура", пишут в ноябре "Ведомости".

Основную часть средств разработчики документа предлагают направить на создание группировки спутников связи с глобальным охватом. Финансирование предполагается полностью выделить из внебюджетных источников. Бюджет, в свою очередь, должен будет направить 53,6 млрд рублей на подключение к интернету отдаленных населенных пунктов, социальных учреждений и госорганов.

В плане также предлагается создать цифровые инфраструктурные платформы, консолидирующие базу спутниковых снимков и географических карт России, базу биометрических данных граждан и т.п.

В "Ростелекоме" пояснили, что расчеты основаны на выполненных и заключенных госконтрактах, а также оценках экспертов. Однако план еще не был рассмотрен в правительстве и будет дорабатываться.

В конце 2016 года министр связи Николай Никифоров говорил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики. TAdviser узнал, какие направления, по мнению отечественных ИТ-экспертов, недофинансированы, а в каких есть резервы для перераспределения в пользу недофинансированных.

Это касается, в первую очередь, гуманитарной сферы – научно–исследовательских разработок, подготовки кадров и образования в сфере высоких технологий. Причем, развитие данных сфер должно идти с учетом не только лучших мировых практик, но и опыта прекрасной отечественной школы, которая давала отличное базовое образование, - рассказал TAdviser эксперт «Форс-Центр разработки».

По мнению Евгения Кучика, генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы», цифровая экономика требует значительно больших вложений, чем это делается сейчас и для этой цели ИТ бюджеты федеральных госорганов явно недостаточны. Резервов для перераспределения финансирования по большому счёту нет, считает он.

На этом фоне недофинансирование развития цифровой экономики, о котором говорил министр связи Николай Никифоров, вероятно имеет место, но такая оценка справедлива и по отношению к другим направлениям в структуре экономики страны, прежде всего, социально значимым, - считает Мазуров.

Что же касается именно статей расходов внутри программы по переходу к цифровой экономике, то здесь, на его взгляд, «недофинансированы» направления, связанные с информационными хранилищами данных, с обеспечением их информационной безопасности. Также, в силу аскетичного финансирования, слабо развиваются системы биометрической идентификации, мало внимания уделяется внедрению единой шины данных, на базе которой можно многократно расширить существующий перечень госуслуг гражданам, говорит он.

Михаил Алексеев, старший вице-президент Maykor, генеральный директор «ЦРТ Сервис» (входит в Maykor), считает, что объемы существующих ИТ-бюджетов федеральных министерств и ведомств на сегодняшний день являются недостаточными для успешного развития цифровой экономики. Однако о недофинансированности конкретных направлений на сегодняшний день говорить нельзя – скорее виден общий дефицит финансирования в ИТ федеральных госорганов.

Так, ввиду отсутствия предварительной оценки целесообразности выделения средств на обслуживание устаревшего оборудования, сложившиеся процедуры разработки и утверждения бюджетов не всегда позволяют государственным органам сделать выбор в пользу внедрения инновационных решений. При этом очевидно, что ведомствам, предоставляющим полное и четкое обоснование необходимости запрашиваемых бюджетов, средства предоставляются, отмечает он.

Конечно, так и есть. Насколько известно, никто никаких дополнительных бюджетов на замену импортного офисного ПО федеральным госорганам не выделял. Однако решить эту задачу в заданные сроки и в рамках имеющихся ИТ-бюджетов не представляется возможным. Помимо закупки нового отечественного ПО, надо финансировать и проекты миграции накопленных данных, исчисляемых терабайтами, из старого ПО в новое. Внутренних резервов в ИТ-бюджетах нет, ведь и задачи, связанные с развитием электронных госуслуг, никто не отменял, - говорит он.

Андрей Богомолов, старший вице-президент компании «Техносерв», напоминает, что по оценкам Минкомсвязи России, на реализацию программы «Цифровая экономика» до 2025 года потребуется ежегодно 100 млрд. руб. Эти расходы включают затраты на модернизацию инфраструктуры – сетей связи и центров обработки данных.

Как известно, совокупный ИТ-бюджет федеральных органов власти в 2016 году составил около 106 млрд. руб., но если внимательно посмотреть на перечень направлений программы «Цифровой экономики», то можно сделать вывод, что не все направления лежат в зоне ответственности непосредственно федеральных органов власти. Экосистема цифровой экономики не должна создаваться исключительно за счет финансирования из федерального бюджета. Проекты регионального и отраслевого назначения однозначно должны софинансироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации, отраслевых госпрограмм и внебюджетных источников финансирования, - считает он.

В то же время, по его мнению, проекты, связанные с созданием и модернизацией информационной инфраструктуры (сети связи, дата-центры, цифровые платформы, информационная безопасность), можно и нужно реализовывать на основе механизмов венчурного инвестирования и ГЧП. Объекты цифровой инфраструктуры могут создаваться и эксплуатироваться крупными компаниями (в том числе государственными компаниями и государственными корпорациями), такими как Сбербанк России, «Ростелеком», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ФГУП «Почта России», Яндекс, Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского (Kaspersky)», InfoWatch, системными интеграторами.

Например, недавно звучало заявление «Ростелекома» о том, что оператор в течение 5 лет инвестирует в цифровую экономику России более 300 млрд. руб. Это нормальная мировая практика – дата-центры, сети 5G и LPWA во многих странах создаются частными компаниями. Социально значимые цифровые сервисы будут предоставляться на безвозмездной основе, а чтобы окупить свои инвестиции, частные партнеры смогут монетизировать дополнительные сервисы и наборы данных, создаваемые на основе цифровых сервисных платформ, - продолжает он.

Высвободившиеся средства, по словам Богомолова, целесообразно перераспределить в сторону создания отраслевых цифровых платформ, создания открытых пилотных площадок в ключевых отраслях экономики, с активным вовлечением будущих потребителей цифровых технологий (здесь показателен опыт создания Центральным банком Российской Федерации экосистемы «Мастерчейн (Masterchain) Российская национальная блокчейн-сеть» – «цифровой песочницы» для тестирования технологии блокчейн участниками финансового рынка). Это позволит не только ускорить процесс внедрения цифровых технологий, но и получать оперативную обратную связь от будущих потребителей еще на стадии создания прототипов. Известно, что одними из первых госорганов для цифровой трансформации уже выбраны Росреестр и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Важно грамотно скоординировать финансирование, ведь многие мероприятия программы «Цифровая экономика Российской Федерации», так или иначе, пересекаются со стартовавшими проектами НТИ, которые, как известно, так же финансируются из федерального бюджета. В 2017 году Правительство Российской Федерации выделит на них 8,5 млрд. руб., а в 2018 году база финансирования проектов НТИ составит 13,2 млрд. руб. Кроме этого, существуют такие инструменты финансирования, как Фонд содействия инновациям - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, АСИ, РВК, Фонд «Сколково», ФРИИ, ВЭБ-Инновации, Роснано, РФПИ, РЭЦ, - заключает вице-президент «Техносерв».

Тагир Яппаров, председатель Совета директоров группы компаний «АйТи», рассказывает, что последние три года ведомственные бюджеты на ИТ не росли в силу сложной экономической ситуации, с которой страна столкнулась в 2014 г. Поэтому основная часть ИТ-бюджетов ведомств направлялась на поддержку и развитие «старых», созданных ранее систем.

В то же время нельзя не сказать, что новые темы, такие, как аналитика, большие данные, блокчейн, искусственный интеллект не обсуждается, как перспективные для федеральных ведомств. Сейчас идет активная профессиональная дискуссия, тема которой - цифровая трансформация госуправления, выработка подходов, методологии, конкретных решений для этих задач. Мы сейчас, например, обсуждаем с федеральными ведомствами такие темы, как: аналитика неструктурированных данных с использованием методов машинного обучения, «цифровизация права», онтология данных и многие другие, часть из них уже находит воплощение в конкретных проектах. Думаю, что в рамках программы «Цифровая экономика» на эти инновационные темы будут выделяться дополнительные средства, - говорит он.

Заметные бюджетные средства могут высвободиться в результате экономии после осуществления первой волны импортозамещения. Надеемся, что высвобождаемые средства пойдут на реальные шаги по переходу на цифровую экономику, - отмечает он.


Виктор Серебряков, вице-президент группы компаний «Ланит», считает, что для стимулирования развития цифровой экономики нужны серьезные реформы и изменения законодательства. Именно в этой части государство должно помочь рынку.

В конечном итоге скорее всего появится какой-то фонд реализации программы. Вопрос в том, из каких источников этот фонд будет наполняться, - говорит он.

Проект плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по разделу «Информационная безопасность» предполагает комплекс мер по поддержке отечественных разработчиков программного обеспечения (ПО) и оценку соответствующего финансирования. Документ был разработан Центром компетенций по данному направлению, созданному на базе Сбербанка.

По подсчетам CNews, всего на различные меры поддержки разработчиков ПО в 2018-2020 г.г. предлагается направить 29,63 млрд руб. Из этой суммы 11,65 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 17,98 млрд руб. - из внебюджетных источников (средств государственных фондов).

Предлагаемые меры можно условно разделить на три направления. Первое из них - создание механизмов стимулирования разработки отечественного ПО. На эти цели планируется направить 21,5 млрд руб., в том числе 5 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 16,5 млрд руб. - из внебюджетных источников.

Одно из предлагаемых мероприятий состоит в том, что Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) потратит 900 млн руб. на акселерацию команд-разработчиков отечественного ПО (финансирование будет взято из внебюджетных источников). ФРИИ уже занимается акселерацией (обучение, поддержка, взращивание) команд-разработчиков интернет-проектов, данную модель предлагается использоваться и для команд разработчиков ПО.

Акселератор должен будет в течение трех-шести месяцев финансировать проект по разработке ПО в интересах цифровой экономики и осуществлять его менторскую поддержку. Условием поддержки будет вхождение ФРИИ в уставной капитал стартапа. Это должно способствовать развитию и коммерциализации разработок соответствующих проектов. По истечении указанного периода акселератор должен будет продать долю в проекте его учредителям или сторонним инвесторам, обеспечив получение прибыли.

Другое направление поддержки - выделение грантов малым инновационным предприятиям на разработку и коммерциализацию отечественного ПО. На эти цели Фонду содействия инновациям (Фонд Бортника) предлагается потратить 6,5 млрд руб., из которых 5 млрд руб. будут взяты из федерального бюджета, оставшиеся 1,5 млрд руб. - из внебюджетных источников.

Гранты будут выделяться на конкурсной основе, размер одного гранта будет составлять до 20 млн руб. Авторы документа считают, что грантовая поддержка малых инновационных предприятий будет способствовать не только решению отдельных задач, но и коммерциализации разработок.


На программы соинвестирования и инвестирования в уставной капитал разработчиков отечественного ПО из внебюджетных источников предлагается направить 4,5 млрд руб. Данные средства предоставит ВЭБ и его дочернее предприятие - «ВЭБ-Инновации».

Аналогичную сумму, также из внебюджетных источников, планируется направить на создание венчурных фондов для финансирования разработки ПО. Это мероприятие предлагается поручить Российской венчурной компании (РВК).

На льготное кредитование (кредитование с пониженными процентными ставками) разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 2,5 млрд руб. Этим займется Фонд развития промышленности (ФРП). С этой целью в устав ФРП будут внесены необходимые поправки.

Еще 1,3 млрд руб. из внебюджетных источников планируется направить на поддержку инновационных отечественных разработок ПО, ориентированных на новые рынки. Этим мероприятием займется Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).

В рамках данного мероприятия предполагается оказание отечественным разработчикам ПО инфраструктурой поддержки: консультационной поддержки, услуг в области интеллектуальной собственности, доступа к необходимому оборудованию. Также предполагается предоставление налоговых и иных льгот.

На поддержку экспортно-ориентированных разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. Речь идет о таких мероприятиях, как страховая поддержка экспорта, содействие выходу на новые рынки, развитие системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием и страховании краткосрочной дебиторской задолженности иностранного покупателя.

Второе направление поддержки отечественных разработчиков ПО заключается в стимулировании использования их разработок. На эти цели предлагается выделить 2,48 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. из федерального бюджета.

В рамках данного направления планируется разработать меры по стимулированию использования отечественного ПО промышленными предприятиями. На эти цели Минпромторгу из федерального бюджета предлагается выделить 1 млрд руб. Одной из предлагаемых мер является субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным промышленным предприятиям на приобретение и внедрение отечественного ПО.

На реализацию механизмов стимулирования использования ПО за рубежом Российскому экспортному центру (РЭЦ) предлагается потратить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. РЭЦ будет предоставлять финансовые (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовые услуги экспортерам, способствовать преодолению барьеров и снятию «системных» ограничений для стимулирования использования отечественного ПО за рубежом.

Фонд «Сколково» потратит 180 млн руб. из внебюджетных источников на ознакомление крупных компаний с отечественным ПО. В том числе будет осуществлять содействие по доработке существующего ПО под нужды заказчика.

24 августа 2017 года стало известно о том, что проекты цифровой экономики будут финансироваться с помощью Внешэкономбанка (ВЭБ). Правительство РФ поручило Минэкономики, Минфину и Минкомсвязи проработать соответствующие механизмы, говорится на сайте кабмина.

Также сообщается, что с 1 сентября 2017 года все предложения, внесенные исполнительными органами власти и государственными внебюджетными фондами по поводу развития цифровой экономики и создания информационных систем в сферах госуправления и социально-экономического развития, будут рассматриваться в рамках системы управления реализацией программы «Цифровая экономика».

Чтобы бизнес приходил в «цифру», надо подумать, какую финансовую поддержку ему оказать, налоговые режимы создать, административные барьеры устранить. Законодательство не должно сковывать предпринимательскую деятельность и научную мысль. Оно должно адаптироваться, и здесь пределы его расширения достаточно серьезные. Они ограничиваются лишь прямым нарушением закона или вопросами, связанными с национальной безопасностью, - заявил глава правительства на совещании по реализации программы «Цифровая экономика», которое состоялось 15 августа 2017 года.

Текущая оценка объемов ежегодных затрат в рамках операционного плана программы «Цифровая экономика», который предстоит разрабатывать и утверждать, составляет около 100 млрд рублей, сообщил в июле 2017 года министр связи и массовых комммуникаций Николай Никифоров.

Он добавил, что значительная часть этих средств уже содержится в расходах федерального бюджета, но частично потребуется и дополнительное выделение денег, приводит слова министра «Интерфакс». При этом потребуется принципиально иная модель управления реализации и финансового обеспечения программы.

Министр связи предлагает начать реализацию программы «Цифровая экономика» со здравоохранения, госуправления и технологий «умного города» (

Ранее, проанализировав ИТ-бюджеты федеральных госорганов, TAdviser оценивал их совокупные расходы на информатизацию в 2016 году в сумму немногим более 100 млн рублей (читайте подробнее).

Какими инструментами мы предлагаем добиваться дальнейшей реализации конкретного результата? Первыми сферами, где, мы считаем, нужно применить данные подходы, должно быть здравоохранение, государственное управление и «умный город», - заявил он, выступая на заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Никифоров пояснил, что эти сферы выбраны потому, что там наиболее высока роль государства, а также социальная значимость. Однако программа не ограничивается указанными направлениями, изменения запланированы и в других отраслях, которых постепенно будет расширяться.

Сама программа «Цифровая экономика» - это не операционный документ, это фиксация наших целей на 2024 год, к которым мы должны немедленно начать стремиться двигаться. А двигаться к ним будем в рамках уже операционного документа, так называемого скользящего трехлетнего плана, - пояснил он.

14 декабря 2016 года министр связи Николай Никифоров заявил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики.

Нам поручено подготовить комплексную программу развития цифровой экономики в России, а также продолжить развивать инфраструктуру, которая станет фундаментом цифровой экономики в нашей стране. Речь идет о комплексной стратегии, в рамках которой будет поставлен и вопрос о достаточности расходов государства на информатизацию, - отметил он. - В настоящий момент расходы на уровне федеральных органов исполнительной власти в нашей стране относительно общих затрат федерального бюджета значительно меньше, чем в ведущих странах мира - они едва превышают половину процента

По подсчетам TAdviser, ИТ-бюджет российских федеральных госорганов (около 100 млрд рублей - см. подробнее) составляет 0,6% от общего объема расходов федерального бюджета России (16,1 трлн рублей). Для сравнения, в США это соотношение находится на уровне 2,2% - ИТ-бюджет равен $80 млрд, а общий бюджет - $3,68 трлн.



  1. ↑ "Цифровая экономика" похудеет на 1,2 млрд руб.
  2. ↑ Минфин: расходы бюджета РФ на нацпроекты на 1 января составили 2,549 трлн руб.
  3. ↑ Власти потратят на цифровую экономику 400 млрд руб. за три года
  4. ↑ Никифоров оценил стоимость программы "Цифровая экономика" в 100 млрд руб. в год
Источник - «https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B_%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0»
Править Read in English | Короткая ссылка | 99814
Конференция «ИТ-приоритеты 2024» состоится 14 февраля Конференция Banks IT Day 2024» состоится 3 апреля Конференция «IT Infrastructure Day 2024» состоится 10 апреля Конференция «СЭД И ECM Day 2024» состоится 28 февраля TAdviser выпустил Карту российского рынка цифровизации строительства Конференция «ИТ в промышленности 2024» состоится 21 марта Конференция «IT Retail Day 2024» состоится 20 марта Конференция «Digital Transformation Day 2024» состоится 6 марта Конференция «Импортозамещение 2024: реальный опыт» состоится 21 февраля Конференция «Low-code Day 2024» состоится 27 марта Конференция «HR IT Day 2024» состоится 17 апреля Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser Эволюция HR: из операционной рутины - в центр организационного развития В скором времени российские компании полностью откажутся от западных CRM-решений СЭД ТЕЗИС в СК «Росгосстрах»: единое рабочее пространство, повышение уровня автоматизации, переход на цифровой документооборот Ручной ввод, Excel и автоматизация сбора данных: Smart Forms улучшает практики BI «Атомик Софт» перевела свои программные продукты на систему лицензирования Guardant Интервью TAdviser: Вячеслав Касимов, ИБ-директор МКБ - о применении DevSecOps при разработке веб-приложений Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser Трендвотчинг рынка CRM. Аналитический отчет TAdviser Интервью TAdviser: Управляющий по ИТ «ВкусВилла» Дмитрий Апаршев - о приоритетах цифровизации Вручены награды TAdviser IT Prize в 16 номинациях TAdviser SummIT в ноябре стал самым масштабным за всю историю его проведения - более 1400 участников. ФОТО TAdviser и Softline провели исследование «Российские СУБД 2023» Реклама Конференции Аналитика О TAdviser О Zdrav.Expert TAdviser.com Вакансии Подписка на рассылки Редакция: news@tadviser.ru Хостинг и Защита от DDOS - King Servers РФ

Материалы, помеченные знаком ,

Все права защищены и охраняются законом.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg