В России создается новая стратегия защиты транспорта от киберугроз. Существующие решения морально устарели

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

В России создадут стратегию по обеспечению кибербезопасности транспортных средств (ТС). Сегодняшние методы защиты устаревают и не подходят для автономных транспортных средств. Поэтому в России проведут анализ уязвимости ТС и определят методы киберзащиты.

Кибербезопасность ТС

Как выяснил CNews, Минпромторг взялся за обеспечение кибербезопасности транспортных средств. В мае 2025 г. министерство заказало анализ законодательства в сфере обеспечения ИБ и для транспортных средств (ТС) за 5 млн руб.

Планируется разработать национальную систему обеспечения кибербезопасности ТС и другой мобильной техники. Мероприятия включают в себя, в том числе, методы анализа защищенности программного обеспечения, электронных блоков управления транспортных средств и актуализацию нормативно-правовой базы России в части документов (стандартов, методических указаний, регламентов) и т.д.

Тендер в формате открытого конкурса был опубликован в мае 2025 г. Контракт должен быть исполнен до конца 2025 г.

Зачем это нужно

Интеллектуальные системы управления становятся все более интегрированными в транспортную инфраструктуру, и вопросы кибербезопасности приобретают первостепенное значение. «С увеличением количества подключенных транспортных средств на дорогах возрастает число кибератак, в связи с чем безопасность данных и их защита становится критически важной для обеспечения надежной и эффективной работы транспортных систем», - отмечается в тендерной документации.

Решение вопросов кибербезопасности, в том числе обеспечение надежности высокоскоростного обмена данными между ТС, влияет на темпы развития автономного и подключенного транспорта в России, а также обеспечивает технологическое лидерство электронной промышленности за счет развития производства автомобильной электроники, навигационного оборудования и систем, средств автоматизации и интеллектуального управления, электроники для систем безопасности и средств защиты информационных систем, подчеркивается в техзадании.

Исполнитель должен будет сформировать подходы, принципы и методики анализа защищенности программного обеспечения, ЭБУ транспортных средств, подготовить предложения по актуализации нормативно-правовой базы Российской Федерации и определить план по достижению этих целей.

В рамках работ будут определены технологи и продукты, затронутые в рамках инцидента кибербезопасности и выделены классы угроз на их основе, оценено их распространение в России, определена актуальность классов угроз кибербезопасности транспортных средств.

В том числе, будет проведен анализ уязвимостей и угроз кибербезопасности при определении местоположения с использованием глобальной навигационной спутниковой системы и проведен анализ уязвимостей и угроз канального уровня для бортовых коммуникационных сетей транспортных средств.

Какие угрозы есть

Сейчас встроенные механизмы защиты в автомобилях реализованы на достаточно высоком уровне: применяются технологии шифрования данных, аутентификация подключаемых устройств и защита CAN-шины, отмечает , руководитель отдела киберустойчивости, «Софтлайн Решения» (ГК Softline).

«Однако часть этих решений уже морально устарела, - продолжает он. - Кроме того, доступность блоков-контроллеров в открытой продаже позволяет исследователям и злоумышленникам детально изучать их уязвимости». По данным Косякова, за последние годы зафиксировано несколько тысяч инцидентов, связанных с кибербезопасностью транспортных средств.

В большинстве случаев можно разделить инциденты на две группы: на ТС (пассажирские, грузовые и другие) и на инфраструктуру (пути сообщения, прилегающую инфраструктуру), поясняет , ведущий специалист по безопасной разработке NGR Softlab.

По словам руководителя департамента аудита, консалтинга и оценки соответствия компании «Кросс технолоджис» , сейчас для защиты используются шифрование и инструменты мониторинга, а также регулярное обновление ПО и регулярные проверки на предмет уязвимостей.

«Тем не менее, появление такого класса инновационных решений, как автономные транспортные средства, внесло значительные изменения в существующую картину безопасности, - отмечает эксперт. - Такие решения расширяют возможности передвижения, но параллельно повышают количество возможных киберрисков. Проблема их кибербезопасности выходит за пределы классической парадигмы, так как не может быть решена традиционными способами из-за специфики используемых технологий, в первую очередь, такой как V2X (Vehicle-to-Everything), обеспечивающей взаимодействие между автомобилями, дорогами и пользователями».

Самыми заметными случаями кибератак на транспортные средства стали два инцидента: первый - взлом Tesla Model S, где атакующему удалось удаленно разблокировать двери и завести двигатель через Интернет, доказывая, что подобные атаки грозят не только виртуальным системам, но и физическому оборудованию.

Второй случай - взлом Jeep Cherokee, когда два исследователя компьютерной безопасности, сотрудник Twitter (Charlie Miller) и директор охранной фирмы IOActive (Kris Walasec) продемонстрировали, что могут взять под контроль движущийся Jeep Cherokee через систему беспроводного подключения автомобиля к Интернету, в частности они сумели захватить контроль над климатической системой, аудиосистемой и функциями управления автомобилем. Именно последний эпизод привел к масштабному отзыву тысяч автомобилей марки Chrysler для срочного обновления программного обеспечения.

Кибербезопасность в России

Весной 2022 г. Президент России подписал указ о дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности страны. Согласно указу, в каждому ведомстве, учреждении и системообразующих организациях должны появиться подразделения по ИТ-безопасности. Также, согласно указу, госорганы с 1 января 2025 г. не могут использовать средства защиты информации, произведенные в «недружественных» странах. На переход на «суверенные» программы-антивирусы дается два с половиной года.

В марте 2024 г. в распоряжении CNews оказалась обновленная редакция федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика». Речь идет о заключительной редакции данного документа перед появлением нового национального проекта «Экономика данных».

Общие расходы по данному федпроекту за период 2019–2025 гг. составят 31,4 млрд руб. Из них большая часть - 30,5 млрд руб. - приходится на федеральный бюджет, 835 млн руб. - на внебюджетные источники.

📧ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg