В России разрабатывают стандарты кибербезопасности для БПЛА, это ключевое условие снятия запретов на полеты

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

АО «ГЛОНАСС» совместно с ассоциацией «Доверенная платформа» запускает экспериментальный правовой режим по созданию единых стандартов защиты дронов от кибератак. Инициатива направлена на формирование нормативной базы для безопасного промышленного использования беспилотных ИТ-систем всех типов - воздушных, наземных и водных.

Формирование стандартов кибербезопасности

Сотрудники ГЛОНАСС разработают стандарты кибербезопасности для дронов, пишет РБК. Это ключевое условие для снятия запретов на полеты: взлом дронов грозит потерей груза, травмами и новыми запретами.

По слова руководителя проектов по авиации АО «ГЛОНАСС» , сама инициатива направлена на формирование нормативной базы для безопасного промышленного использования беспилотных систем всех типов – воздушных, наземных и водных. Как отмечают в компании, без надежной защиты от взлома и перехвата управления массовое внедрение дронов для доставки грузов, мониторинга и других задач на 2 июля 2025 г. невозможно.

Цель эксперимента - повышение безопасности промышленного применения наземных, водных и воздушных дронов, отметил Кукарев. Без защиты от кибератак и перехвата управления массовое использование дронов для доставки, мониторинга и других задач невозможно, так как успешная ИТ-атака может привести к ограничениям на технологию. Сам эксперимент же поможет сформировать в России основы государственной политики, приравнивающей элементы инфраструктуры беспилотников к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым 2 июля 2025 г. относятся сети связи и информационные системы государственных органов, транспорта, энергетики, финансов и других ключевых секторов.

Разработанные стандарты первоначально будут применяться для гражданской беспилотной авиации, а затем распространятся на весь беспилотный транспорт. Программу экспериментального правового режима планируется подготовить до конца 2025 г. Эти меры станут частью работы над национальным стандартом кибербезопасности для беспилотных ИТ-систем.

АО «ГЛОНАСС» - госкорпорация по разработке, производству и эксплуатации глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Компания разрабатывает госинформсистему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначенную для оперативного получения информации о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и других нештатных ситуациях на дорогах, для обеспечения связи между участниками происшествия и экстренными службами.

Необходимость проработки ИТ-защиты

Беспилотник в 2025 г. - это аналог смартфона с рисками взлома и перехвата управления, пояснил РБК генеральный директор АО «ГЛОНАСС» . В России, по его словам, пока нет регуляторики для безопасного перемещения дронов. «Мы предлагаем создать единые, доступные правила для кибербезопасной экосистемы до первых серьезных инцидентов», - добавил Райкевич, проведя аналогию со строгими правилами безопасности в медицине и авиации.

Президент ассоциации «Доверенная платформа» подчеркнул, что безопасность должна закладываться на этапе проектирования всех элементов системы, что позволит создать устойчивую к кибератакам среду на основе отечественных технологий.

Главное о безопасности дронов

Существует несколько способов взлома дрона, и это не требует значительных технических усилий, особенно если владельцы пренебрегают ИТ-защитой. Киберпреступник, обнаружив беспилотник, может перехватить управление им или получить доступ к передаваемым видео и изображениям, отправляемым на базовую станцию.

Злоумышленник может подменить сигнал GPS, из-за чего дрон получит ложные координаты, отменит запланированный маршрут и направится в точку, указанную новым пользователем-хозяином. Преступник способен спровоцировать крушение дрона просто ради забавы или лайков, направить его на столкновение с автомобилем, человеком или другим дроном. Также он может посадить дрон, похитить его вместе с бортовой камерой и данными на карте памяти.

Эксперты в области кибербезопасности «Лаборатория Касперского» провидели тесты, которые показали, что сами дроны можно взломать с расстояния в километр, так как радиосигнал редко шифруется и легко расшифровывается с помощью программы-анализатора трафика или же сниффера. Для этого не нужны специальные навыки или сложное ИТ-оборудование. Перехватив сигнал оператора, хакер получает полный контроль над дроном и его ИТ-системами. Также сигнал можно заглушить, из-за чего дрон перестанет реагировать на команды настоящего пользователя-владельца.

Злоумышленники могут перехватывать данные, передаваемые дроном на базовую станцию, например видеозаписи, транслируемые через систему First Person View (FPV). Многие коммерческие дроны, доступные в магазинах, не имеют шифрования, что делает их данные уязвимыми для перехвата.

К примеру, исследователь (Samy Kamkar) в эксперименте SkyJack использовал дрон с Raspberry Pi, чтобы захватить управление другими беспилотниками, сформировав рой подконтрольных устройств. Перехват дронов с помощью другого беспилотника значительно усиливает потенциальную киберугрозу. Это напоминает ботнеты - сети захваченных устройств, используемых злоумышленниками для проведения DDOS-атак.

Ограничения на полеты гражданских дронов

С 2022 г. многие российские регионы начали вводить запреты на полеты беспилотников. К декабрю 2023 г. такие ограничения действовали уже в 68 российских субъектах. Как сообщил в июне 2025 г. министр транспорта , в России ведется тестирование системы идентификации гражданских дронов на базе платформы «ЭРА-ГЛОНАСС». Ее внедрение даст возможность снять действующие запреты на полеты гражданских дронов.

«Мы в пилотном режиме используем ее для идентификации гражданских беспилотников в сельском хозяйстве, доставке грузов. Идентификация откроет небо гражданской беспилотной авиации. Сейчас тестируем такую возможность, которая уже в 2025 г. позволит снимать региональные запреты», - сказал министр.

12 июня 2025 г. специалисты АО «ГЛОНАСС» успешно протестировали в 12 регионах мониторинг полетов авиабеспилотников в онлайн-режиме и передачу данных госорганам. К ИТ-системе были подключены беспилотники нескольких компаний - «Транспорт будущего», «Геоскан», «БАС», «Аврора-БАС», «Аэромакс», а также ведущие коммерческие платформы, включая «Небосвод», «Юпитер», «Флай дрон». Общий налет превысил расстояние от Земли до Луны - более 400 тыс. км. Как писал CNews, «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечила мониторинг полета первого межрегионального полета дрона из Сахалина в Хабаровский край.

Ускорение разработки нормативной базы для дронов

В июне 2025 г. Президент России поручил первому заместителю председателя правительства ускорить проработку нормативной базы для интеграции и идентификации беспилотных авиационных систем (БАС), определиться со сроками ее подготовки.

«Я понимаю, что сейчас это все непросто сделать, особенно в условиях специальной военной операции (СВО) России на Украине, – отметил Владимир Путин. - Но нормативную базу-то можно создавать?» Также Президент России обратил внимание на статус единой системы идентификации беспилотных воздушных судов (БВС) и нового класса воздушного пространства для дронов. «То же самое, работа идет, работа идет. Она когда закончится?» - спросил Путин, отметив, что в июне 2025 г. сокращается госзаказ для гражданского беспилотия, причем в разы. Глава государства попросил первого вице-премьера определить сроки разработки нормативной базы и проконтролировать их исполнение, добавив, что сейчас надо обращать внимание на экспорт беспилотных ИТ-систем.

Интеграция БАС в общее воздушное пространство и выделение отдельного класса воздушного пространства для БАС решают одну и ту же задачу - сделать так, чтобы массовое внедрение в жизнь беспилотных технологий не создавало препятствий для полетов пилотируемой авиации, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» . В то же время эти подходы противоречат друг другу, делает оговорку он. Ведь для выполнения авиационных работ с помощью БАС могут быть оптимальны разные высоты полета: для аэрофотосъемки - одни, для поиска утечек на газопроводах - другие, говорит Пантелеев.

📧ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
 
Группы: ВК | OK | Tg