СВР пошла с разведкой в социальные сети
В январе-феврале 2012 года СВР объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб. на разработку систем по управлению виртуальным сообществом.
Госзаказчик ФКУ «Войсковая часть №54939» поручил разработать программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей» (шифр «Диспут», заказ на 4,41 млн руб.), «исследования методов негласного управления в Интернете (шифр «Монитор-3», заказ на 4,99 млн руб.). Кроме того, организация нуждается в проекте по «средствам продвижения специальной информации в социальных сетях» (шифр «Шторм-12», заказ на 22,8 млн руб.). Все заказы тесно связаны друг с другом, пишет газета «Коммерсантъ».
Предполагается, что мониторить блогосферу будет система «Диспут», она будет определять факторы, влияющие на популярность и распространенность сведений. Полученную информацию будет анализировать система «Монитор-3», а далее на основе полученных данных вбрасывать нужную информацию в соцсети будет система «Шторм-12».
Вместе взятые, эти программы позволят формировать общественное мнение посредством массового распространения информационных сообщений в выбранных социальных сетях, получать статистику относительно эффективности распространения информационной волны и анализировать пригодность «наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».
Исполнителем заказа по всем трем тендерам назначена компания «Итеранет». Ее возглавляет бывший первый заместитель начальника Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ Игорь Мацкевич. Ожидается, что первые две системы вступят в строй уже в 2012 году, а «Шторм-12» поступит «на вооружение» в 2013 году.
Указанная воинская часть, разместившая тендер, входит в систему Службы внешней разведки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в спецслужбах. В СВР же запрос газеты проигнорировали.
«После того как разработка завершится, начнутся предварительные испытания, которые должны будут доказать эффективность системы», - пояснил собеседник «Коммерсанта». СВР сможет применять программы не только для воздействия на российскую, но и на внешнюю аудиторию. Так, на первом этапе проекты могут апробировать на странах Восточной Европы, ранее входивших в состав СССР.
«В тексте тендера на систему «Шторм-12» прямым текстом сказано, что миллионы рублей спецслужбы желают истратить на создание системы вброса через заранее зарегистрированные в соцсетях аккаунты. Основным препятствием на пути работы системы являются средства защиты соцсетей от спама»,- отметил интернет-эксперт Антон Носик. «Часть денег будет потрачена на нейтрализацию этих защит», - заявил он.
Другой эксперт считает, что потенциальными клиентами программ могут стать российские социальные сети и их пользователи, а также зарубежные ресурсы, такие как Facebook и Google+. В настоящий момент российские спецслужбы не обладают контролем над указанными сайтами, однако проводить внешний мониторинг событий, а также искать бреши в защите ресурсов для борьбы с политической оппозицией они уже могут.