Е-коммерция набирает высоту

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

Объем мирового рынка электронной коммерции по итогам 2013 г

Электронная коммерция продолжает свое триумфальное шествие по миру, оставаясь в числе тех немногих рынков, которые на протяжении долгих лет стабильно демонстрируют двузначные темпы роста. Недавно завершившийся 2013 г. не стал исключением для большинства государств мира.

превысил $1248,4 млрд, продемонстрировав рост на 18% по отношению к аналогичному показателю 2012 г., свидетельствуют данные глобального исследования компании eMarketer. В частности, немецкий рынок онлайн-торговли, входящий в топ-5 европейский рынков по товарообороту и уступающий лишь британскому, показал рост, значительно превышающий средний по миру. Ассоциация дистанционной торговли (BvH) в своем отчете сообщила, что немецкий е-коммерс достиг объема продаж в 39,1 млрд евро (включая цифровые товары и билеты), показав динамику в 42% за год.

Надо отметить, что население Германии – это порядка 82 млн человек, из которых почти 69 млн являются интернет-пользователями, а 37 млн – онлайн-покупателями. Поэтому продемонстрированный по итогам года рост – вполне закономерный процесс в условиях проникновения интернета, к которому очень удачно добавляются развитая финансовая инфраструктура и система логистики. Кстати, BvH отмечает любопытный факт, отличающий немецкую электронную коммерцию от других рынков: примерно две трети онлайн-продаж в Германии пришлись на глобальные торговые площадки вроде американских eBay и Amazon.

Самые динамичные рынки

Впрочем, несмотря на очень хороший рост немецкого рынка, наиболее динамичными, как показывает исследование eMarketer, остаются азиатские страны. К примеру, китайский рынок электронной коммерции вырос по итогам 2013 г. на 78,5%, индонезийский – на 71,3%. Китай сегодня показывает ошеломительные результаты с точки зрения динамики развития: китайский ритейлер Alibaba уже превзошел по объемам продаж eBay и Amazon вместе взятые, а в скором времени вполне может обогнать и мирового розничного лидера Walmart. По мнению экспертов eMarketer, развитие интернет-коммерции в Китае и дальше будет идти по нарастающей. Если китайская онлайн-торговля будет расти на 30% ежегодно, уже к 2017 г. ее доля в мировых интернет-продажах вырастет до 75%.

Не только Китай, а весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) сегодня претендует на звание главной державы в электронной коммерции. Пока азиатский рынок находится на третьем месте по объему продаж после северо-американского и европейского. Северо-американский рынок сегодня лидирует за счет развитой системы доставки товаров, высокого среднего чека, финансовой инфраструктуры и числа интернет-пользователей (более 70% в Европе и США против 27% в Азии), однако уже в текущем году ситуация может кардинально измениться. Аналитики eMarketer пророчат, что в 2014 г. на долю АТР придется 46% всех интернет-покупателей мира: по прогнозам, онлайн-продажи там достигнут $525,2 млрд, в то время как Северная Америка продемонстрирует $482,6 млрд.

В России, по данным торговой площадки Molotok, в прошлом году рынок электронной коммерции вырос на 29% по отношению к 2012 г. Лидерами роста рынка стали универсальные интернет-продавцы – у них зафиксирована самая высокая частота покупок и лояльность со стороны потребителей. Главным критерием при совершении покупок для россиян по-прежнему остается приемлемая цена, хотя для жителей больших городов немало важную роль играет и скорость доставки.

Локальная предрасположенность

Основной преградой в развитии российской онлайн-торговли остается устаревшая логистическая система. Россия – страна с огромной территорией, доставка между городами ограничена из-за слабого развития почтовых услуг, поэтому необходимо как можно быстрее усовершенствовать почтовую службу, добавив к ней различный функционал. Сегодня большинство онлайн-ритейлеров в крупных городах уже создают собственные системы доставки и пункты самовывоза, не рассчитывая на почтовую службу.

Россию в целом можно назвать страной, расположенной к онлайн-торговле. Те трудности, что есть на рынке сейчас, на самом деле являются его драйверами. Ассортимент товаров в регионах сегодня гораздо ниже, чем в городах-миллионниках, но по мере расширения доступа к интернету региональные объемы продаж онлайн-ритейлеров будут только расти. Благодаря росту трансграничных покупок российские потребители привыкают к оплате пластиковыми картами.

К 2018 г. российский рынок электронной коммерции обещает вырасти вчетверо, как прогнозируют эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC): в ближайшие несколько лет доля онлайн-торговли в общем объеме розничных продаж в России вырастет с 3% до 12%. В первую очередь это связано с тем, что офлайн-ритейлеры больше не могут позволить себе игнорировать важность взаимодействия с потребителями через различные каналы, поэтому приходят к идее многоканальной торговли. Также стимулами развития электронной коммерции станут социальные сети и мобильная торговля. Доля «смартфонных» покупателей в прошлом году, по данным PwC, выросла до 41% (с 28% в 2012 г.), «планшетных» – до 44% (с 31%). По данным торговой площадки Molotok, сегодня около 15% покупок пользователи совершают именно с мобильных устройств, хотя еще в апреле прошлого года этот показатель не превышал и 7%.

Мировой оборот электронной коммерции уже в текущем 2014 г. преодолеет планку в $1,5 трлн, а к 2017 г. составит, по прогнозам eMarketer, порядка $2,4 трлн. Лидерами роста помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона эксперты называют Россию, Аргентину, Мексику, Бразилию, Италию и Канаду. Все драйверы роста уже были названы выше – это развитие м-коммерса, внедрение новых способов доставки и оплаты, а также активная экспансия мировых брендов на новые рынки.

Роман Кузьмин

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
Группы: ВК|OK|Tg