Российский ритейл не торопится с Big Data

- КиТ :: Будь в СЕТИ!

По данным опроса CNews Analytics (март-апрель 2014 г

), даже крупнейшие розничные сети страны пока очень осторожны в вопросе использования решений Big Data. Были опрошены компании, входящие в сотню главных игроков российского ритейла. Как оказалось, только 6 из 27 респондентов применяют в настоящий момент технологии Big Data. При этом ни один из них не смог поделиться, для каких именно задач. Обнаружилось и принципиальное нежелание российских ритейлеров говорить о Big Data. Процент отказов от комментирования существенно превысил аналогичный показатель опросов в других секторах.

Еще 7 ритейлеров из опрошенных планируют внедрить такие решения в ближайшее время. Большинство же не работают с Big Data и даже не планируют это делать. Из первой тридцатки российских ритейлеров ровно треть однозначно ответила «нет» большим данным. Даже в Auchan Groupe ответили, что такие технологии не используют. С другой стороны, известно, что технологии Big Data применяет «Озон.ру» – онлайн-ритейлер, не входящий в первую сотню. Можно предположить, что в российских реалиях анализ больших данных – это пока стратегия, скорее, высокотехнологичных организаций. Из топ-30 только две компании применяют эти технологии, в том числе сеть гипермаркетов «Лента» (с весны 2012 г.). Сейчас проект находится в стадии пилотной эксплуатации. Считается, что самый масштабный и эффективный проект больших данных в российском ритейле реализован в компании «Юлмарт».

Big Data в российском ритейле

Применяют Планируют внедрение Не применяют
и не планируют
Лента X5 Retail Group Auchan Groupe
Городской супермаркет (Азбука вкуса) Metro Group ГК О’Кей
Глория Джинс (Gloria Jeans & Gee Jay) М.Видео Евросеть
Мегафон Эльдорадо Компьютерный центр ДНС
Юлмарт ГК Связной Седьмой континент
Алькор и Ко (Л`Этуаль, BonJoli) Спортмастер (ГКСпортмастер)
Белый ветер Центробувь
Гиперглобус* (Globus)
Atac*
МТС
Детский мир – Центр
Супермаркет «Кировский»
O'STIN (ГК Спортмастер)
Spar

Источник: CNews Analytics, 2014

*по данным CNews Analytics

В то же время эксперты ИТ-рынка считают розницу одной из наиболее очевидных сфер применения Big Data. Эти технологии позволяют персонализировать взаимодействие с покупателями, повышать их лояльность и удовлетворенность маркетинговыми компаниями, оптимизировать торговые точки и размещение товаров, эффективно управлять поставками, складами и т.д. Но и этим список задач, которые ритейлеры могли бы решить с привлечением анализа больших данных, совсем не ограничивается.

Предполагается, что в ближайшие 2–3 года число розничных сетей, анализирующих большие данные, может увеличиться более чем вдвое. Как рассказали CNews в X5 Retail Group, компания уже рассматривает к внедрению и оценивает потенциал решений из области Big Data. Основной сферой применения могут стать анализ поведения потребителей, выявление скрытых потребностей, прогноз и оценка эффективности промо-мероприятий.

Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям компании «Белый ветер», считает наиболее целесообразным внедрение технологий больших данных для тех процессов, в которых задействованы большие массивы данных о текущих и потенциальных клиентах: программы лояльности, социальные сети, активность на сайте и т.д. «Кроме того большие данные можно использовать для анализа рынка, действий конкурентов, в ценообразовании и других направлениях», — считает он.

В числе ритейлеров, отказавшихся от Big Data, есть те, кто принял это решение осознанно и аргументированно. Сергей Козырь, директор по информационным системам группы компаний «О’Кей», говорит, что не видит необходимости внедрять Big Data в настоящий момент: «Сейчас «О’Кей» получает «небольшие» данные в структурированной форме. В полном понимании Big Data в нашей компании нет. Что касается всего российского рынка, то пока не знаю ни одного ритейлера, который бы использовал большие данные вживую. Наверное, Big Data скорее будет интересна маркетингу, чем топ-менеджерам компании».

Уровень проникновения технологий Big Data в российском ритейле заметно ниже, чем в отечественном банковском секторе. По данным CNews Analytics на январь 2014 г., 10 из топ-30 российских банков технологии анализа больших данных, а еще 7 планируют внедрение.

Аналитики называют два основных фактора, которые препятствуют развитию Big Data в различных отраслях российского бизнеса: во-первых, уровень готовности к применению новых технологий, во-вторых, наличие квалифицированных специалистов и аналитиков.

ПодпискаБудь в СЕТИ! Новости социальных сетей - всегда актуальное
Группы: ВК|OK|Tg