Для кого-то это повод вспомнить недалекое прошлое, для кого-то — порассуждать о будущем компании.
Марк Цукерберг запустил Thefacebook из своей комнаты в общежитии Гарвардского университета 4 февраля 2004 года. Он задумал сайт как средство связи для студентов, которые получили возможность сами создавать себе сетевое альтер эго.
За время, прошедшее с того дня, сеть покрыла большую часть планеты. В числе ее зарегистрированных пользователей, заходящих на свои странички хотя бы раз в месяц, более 1,2 млрд человек — седьмая часть всего населения Земли, как сообщается в недавнем отчете компании. Мобильных пользователей в соцсети насчитывается 945 млн человек по состоянию на 31 декабря 2013 года, и это на 39% больше, чем в прошлом году.
Цукерберг уже обозначил вехи, к которым компания подошла на рубеже своего десятилетия, на отраслевой конференции Open Compute Project Summit в Кремниевой долине. В начале пути — и это неудивительно — никто не рассчитывал, что Facebook приобретет такой размах и влияние. После запуска первой версии «казалось круто уже то, что есть такой инструмент и вокруг него сформировалось университетское сообщество», — вспомнил Цукерберг.
Конечно, уже тогда было понятно, что кто-нибудь когда-нибудь сделает подобный сайт, которым будут пользоваться люди всего мира. «Но мы не питали честолюбивых надежд, что это будет наш сайт», — отметил он.
С того времени сайт Facebook и построенный вокруг него бизнес, ныне акционерная компания, претерпели радикальные изменения. Сеть регистрирует триллион обновлений статуса, текстовых постов и других элементов контента, которые хранятся на «стенах» пользователей. Сейчас компания предпринимает попытки индексировать из с помощью механизма поиска Graph Search.
Компания не проявила должной оперативности с выходом на важный рынок мобильных приложений, и, когда в 2012 году состоялось первичное размещение ее акций, инвесторы проявляли скептицизм по поводу того, что она сможет обратить в прибыль сервисы для небольших экранов.
Одновременно Facebook повышает интеллектуальность инфраструктуры размещения и предоставления рекламы, используя инструменты таргетирования для показа объявлений тем пользователям, которых они предположительно могут более всего заинтересовать.
Компания также экспериментирует с новыми способами предоставления контента. В ближайшие дни будет выпущено приложение Paper для смартфонов iPhone, предоставляющее совершенно новый способ делиться фотографиями и ссылками на опубликованные статьи.
В рамках долгосрочной стратегии, как намекнули в Facebook, компания планирует выпустить целый ряд самостоятельных приложений самого разного назначения.
«В мире не так много компаний, располагающих такими ресурсами и такой широтой распространения, как Facebook сейчас», — пояснил Цукерберг.
Незадолго до юбилея компания опубликовала финансовые итоги четвертого квартала и 2013 года в целом. По словам Цукерберга, «это было отличное окончание года».
Выручка за весь год составила 7,87 млрд долл., увеличившись на 55% по сравнению с прошлым годом, а чистая прибыль составила 1,5 млрд долл. В четвертом квартале выручка составила 2,59 млрд долл., увеличившись на 63% по сравнению с 1,59 млрд долл., полученных за аналогичный период 2012 года. Чистая прибыль компании в четвертом квартале достигла до 523 млн долл., тогда как годом ранее этот показатель был равен 64 млн долл. В отчете также отмечается рост доходов от мобильной рекламы, чья доля в общем доходе от рекламы составила в четвертом квартале 53%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 23%.
Компания еще не объявила, как она отметит свое десятилетие, известно только, что здесь намерены рассказать, как она «изменила мир» за минувшие 10 лет и что запланировано на следующее десятилетие.