Текст доклада имеется в распоряжении CNews.
Самый популярный
СМЭВ была создана для взаимодействия чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов при предоставлении госуслуг. По 210 федеральному закону граждане не должны предоставлять в ведомства информацию, которая имеется в наличии других госорганов. Чиновники обязаны запрашивать и получать ее самостоятельно. СМЭВ задумывалась как инструмент для таких запросов.
Росреестр является самой высоконагруженной госструктурой в СМЭВ, т.к. его данные (о правах собственности на недвижимость и землю, сделках и т.д.) требуются для предоставления услуг многим другим ведомствам.
В 2013 г. министр связи Николай Никифоров говорил премьер-министру Дмитрию Медведеву, что 64% проходящих через СМЭВ запросов — это данные Росреестра.
В начале 2014 г. в Минкомсвязи приводили статистику, согласно которой суммарно на долю Росреестра и Федерального Казначейства приходится порядка 70-80% запросов в СМЭВ.
По данным внутреннего мониторинга Росреестра, в его адрес через СМЭВ в первом полугодии 2014 г. поступило около 2,1 млн запросов. Из них 390 тыс. пришли от Федеральной нотариальной палаты, 43,5 тыс. — от Федеральной службы судебных приставов, 146 тыс. — от других федеральных органов, 16,5 тыс. — от многофункциональных центров. Региональные и муниципальные чиновники направили в Росреестр 1,4 млн запросов.
За первое полугодие 2014 г. посредством СМЭВ в Росреестр поступило такое же количество запросов, как и за весь прошлый год, таким образом, нагрузка на сервис ведомства, отвечающий на запросы, увеличилась в 2 раза, говорится в докладе Солодовникова.
Задержки и сбои
С нарушением регламентированных сроков (5 дней), по данным Росреестра, в первом полугодии 2014 г. было обработано порядка 89 тыс. запросов (4% от их общего числа). В 2013 г. таких запросов было порядка 140 тыс. (6,5%).
Лидерами среди регионов по количеству запросов к Росреестру являются Москва, Башкортостан, Ставропольский край. Помимо Москвы, с нарушением сроков выше средних значений обрабатываются запросы из Московской и Еврейской автономной областей, Ингушетии, Тывы, Чечни и Санкт-Петербурга, отмечается в докладе.
Причиной нарушения сроков ответов, по данным собственного анализа Росреестра, в ряде случаев были сбои в работе программно-аппаратных средств и(или) каналов связи.
В конце марта—начале апреля 2014 г. в управлении Росреестра по Москве один за другим возникли два критичных инцидента: более двух суток не оказывались услуги связи, после восстановления которых нагрузка на модуль диспетчеризации увеличилась настолько, что он физически вышел из строя, говорится в докладе.
Кроме того, за март и начало апреля от Москвы в адрес управления поступило в два с лишним раза больше запросов, нежели в другие месяцы. В итоге, в марте с нарушением срока было обработано 18% запросов. При нормальной работоспособности сервисов за май с нарушением срока, по данным Солодовникова, было обработано лишь 0,5%, за июнь — 0,3%.
Анализ ситуации в других регионах показал, что практически все нарушения произошли почти одновременно и были связаны по аналогии со сбоем в работе программно-аппаратных средств.
Вопросы к СМЭВ
Проблема доступности сервисов в основном связана с особенностью организации работы СМЭВ, считают в Росреестре. На одну информационную транзакцию (содержащую запрос сведений), по данным доклада Дениса Солодовникова, приходится в среднем до 90 так называемых проверочных запросов, отправляемых ведомствами для выяснения, готов ли ответ на запрос.
Как известно, некоторые регионы для демонстрации активной работы в СМЭВ настраивают системы таким образом, чтобы проверочные запросы отправлялись чаще. В результате потребители сведений получают высокие места в рейтингах, а поставщики испытывают нагрузки, похожие на DDoS-атаки.
Денис Солодовников: «Проблема доступности сервисов Росреестра, с которой сталкиваются потребители услуг, в основном связана с особенностью организации работы СМЭВ»
В своем докладе замглавы Росреестра отмечает, что методические рекомендации по разработке электронных сервисов СМЭВ в редакции 2.6 описывают новый режим взаимодействия — с обратным вызовом (когда потребитель сведений не отправляет многочисленные проверочные запросы, а получает от поставщика сообщение о статусе своего запроса автоматически).
«Указанный документ декларирует, что взаимодействие контрагентов через СМЭВ на конечном этапе должно полностью перейти на подобную модель, но не раскрывает подробно такую модель», — отмечает Солодовников.
Варианты решения
Для выхода из ситуации Росреестр был вынужден лимитировать количество запросов, поступающих к нему через СМЭВ одновременно, — не более 20 в секунду.
Для снятия этого ограничения (с сохранением работоспособности системы) можно разработать и внедрить новый сервис и существенно увеличить мощность инфраструктуры, говорится в докладе. Однако, по оценкам ведомства, для вывода сервиса на СМЭВ потребуется не менее полугода, а потом еще не менее 3 месяцев займет адаптация и доработка со стороны потребителей информации.
Резюмируя, в Росреестре предлагают перейти на эксплуатацию асинхронного сервиса с обратным вызовом, по крайней мере с некоторыми потребителями — с Москвой, Федеральной нотариальной палатой и ФНС.
Как сообщил CNews заместитель министра связи Алексей Козырев, его ведомство также склоняется ко второму способу решения проблемы и поддерживает инициативу Росреестра переключить наиболее активных потребителей на асинхронный сервис.
При этом из-за трудоемкости данной процедуры речь может идти именно о нескольких ключевых потребителях, а не обо всех, но и это, по оценкам Козырева, позволит снизить нагрузку с основного синхронного сервиса на треть.
Полностью проблема будет решена после перехода на СМЭВ в редакции 3.0 — с функцией очереди гарантированной доставки сообщений, считает Козырев. Он добавляет, что конкретно в Росреестре Минкомсвязи готово ускорить запуск опытной эксплуатации СМЭВ 3.0, но до сих пор не получило от ведомства согласованный график работ.