Добротный словарь Брокгауза и Ефрона писал – «Промышленная деятельность Великобритании образует главную основу ее народного благосостояния, так как только она дает ей возможность восполнить тот недочет в средствах продовольствия, который проистекает из недостаточной производительности земледелия.»… Но это было давно – сначала флоты сверхдержав времен Холодной войны отобрали у английской королевы первенство на морях. Ну а потом пришла в упадок и промышленность…
Чтобы не быть голословными, обратимся к тому месту, где истинный патриот может найти нужные ему факты и цифры – к всеведущей CIA World Factbook. Взглянем, как же прирастал в Соединенном Королевстве объем промышленного производства в 2013 году? Сделав это, с удивлением обнаружим, что по параметру этому Британия находится на 169 месте в мире, а прирост сей отрицателен, то бишь является падением на 0,3%… И тенденция эта наблюдается давно.
Да и свежие данные не радуют – в мае 2014 года объем промышленного производства в Великобритании упал на на 0,7%. Нет, конечно, остатки былого промышленного величия Соединенное Королевство сохраняет – в 2012 году оно находилось по этому параметру (исчисленному по паритету покупательской способности) на двенадцатом месте в мире. Обидно, учитывая что Индия, былая колония, стоит в этом списке четвертой (и может подняться на первое место), ну а возглавляет список Поднебесная, оттеснившая на второе место еще одну мятежную колонию, Северо-Американские Соединенные Штаты.
Ну а зарабатывать на финансовых услугах, туризме, экспорте рок-музыки и преподавании английского конечно приятно, но, возможно, не очень стабильно… Вдруг финансовые потоки переместятся в Азию, дальновидные люди учить станут мандаринский а отдыхать состоятельные россияне предпочтут в Сочи и на Золотом Кольце? Чем тогда восполнять «недочет в средствах продовольствия»? Что ж тогда, как на страницах «Войны с саламандрами», распахивать Роял-Гольф-клуб под грядки моркови, сажать картошку в Уимблдоне, а пшеницу в Аскоте?
Такая перспектива британцам, похоже, не нравится. И они задумались о возрождении былой промышленной мощи. Но вот тут есть кое-какие проблемы. А именно – в рабочей силе. Обезземеливание крестьян, сгон их с овечьих пастбищ, снабдил Британию резервуаром рабочей силы для Индустриализации 1.0. Той самой индустриализации, которую исследовал Маркс и об ужасах быта рабочих во времена которой писали и Чарльз Диккенс, и Джек Лондон.
Но этот резервуар исчерпан очень давно, сначала в Англии, потом в Шотландии… Получившая независимость Ирландия лишилась его остатков уже сравнительно недавно – о закрытии заводов в ней рассказывала бумажная «Компьютерра». Нет, безработные в Британии сохраняются. И число их достаточно велико – хотя и не может сравниться с Грецией и Испанией, где праздности предается по четверти населения… Но толку для заводов от этих безработных нет. Они получают приличные пособия, да и не наделены подходящей квалификацией и сноровкой.
Так что путь решения проблемы, предложенный Советом по технологической стратегии (Technology Strategy Board) основывается на широком внедрении робототехнических технологий. В следующем году на их развитии выделено 400 миллионов фунтов стерлингов. Заняться инвестициями в «железных людей» правительство Ее Величества заставило отставание в этой сфере. Как утверждает профессор Ноэл Шарки из университета Шеффилда, «Среди европейских стран Британия занимает последнее место по масштабам использования роботов – она отстает от Испании и Италии…»
По словам министра науки Дэвида Уиллетса роботов в Соединенном Королевстве слишком долго воспринимали как фантастику, как дело далекого будущего, но они уже стали вполне рентабельным и пригодным для внедрения технологическим решением. Создавать и внедрять которые будут с использованием самых что ни на есть исконно британских традиций.
Издревле британская промышленная продукция славилась надежностью. И добивались этого результата путем беспощадных приемо-сдаточных испытаний – скажем, вьючную горную пушку затаскивали на колокольню и сбрасывали вниз… Ну а теперь перспективные промышленные роботы будут испытываться в условиях ядерных электростанций и угольных шахт, где на государственном уровне создаются испытательные площадки и полигоны. (Кстати, поскольку о Режиме нераспространения ядерного оружия видимо стоит забыть, то отработка роботов на атомных объектах кажется очень целесообразной…)
И внедрять робототехнику предполагается с использованием британских технологических традиций. Скажем, покрывает остров Джона Буля густая сеть железных дорог (можно видеть владельцев ролс-ройсов и рейнджроверов, которые доехав до сельской станции «чугунки» оставляют машины там, а едут трудиться в Сити на паровозе). И одним из типов британских роботов будут контролеры и монтеры пути, способные самостоятельно находить дефекты и устранять их…
И для производства подвижного состава британские компании уже в течение ряда лет норовят привлечь робототехнику. Ту, которая применяется во всем мире на автомобильных производствах. На роботов можно возложить задачи сборки корпусов вагонов, включая позиционирование деталей, сварку, удаление заусенцев, подготовку поверхностей под окраску, крашение и полимеризацию. Причем экономия тут достигается не только на рабочей силе (которая избавляется от вредных условий труда), но и на электроэнергии – робот держит режим сварки точнее, и потребляет минимум тока.
Сосредоточить усилия по внедрению индустриальных роботов планируется не на пустом месте, а в тех традиционных центрах машиностроения – вроде Бристоля и Эдинбурга, которые уже давно занимаются промышленным внедрением роботов, и соответственно имеют и подготовленные кадры, и адекватное понимание перспектив роботизации. Именно им будут выделяться государственные субсидии. По мнению профессор Дэвид Лейн правительственные службы должны создать в Британии деловую среду для переноса существующих разработок из академической сферы в коммерческую.
Речь идет не о том, чтобы вырастить что-то с нуля на пустом месте, а перенести в индустрию те разработки, что уже существуют в британской университетской среде (а лидерство островных университетов в серьезных рейтингах общеизвестно…), ну а ученым помочь лучше осознать и прочувствовать, что нужно реальному бизнесу. То есть – вполне локальные задачи, которые и надлежит решать правительству. И, возможно, имеющие неплохие шансы на успех. Тот же профессор Лейн говорит о том, что к 2025 году приходящаяся на Великобританию доля глобального рынка робототехники может достичь 10%…
Это, конечно, если британцы будут действовать быстро и энергично. Ведь академические достижения это прекрасно, но вот объем английской промышленности невелик – а она то есть главный потребитель продукции национальной робототехнической отрасли. А рынки сбыта кардинально важны, куда важнее технологических тонкостей – это понял еще Адам Смит. Сначала – доступ к должному числу потребителей, а потом уже развитие механизмов, машин, компьютеров, роботов…
Но получится у Просвещенных Мореплавателей их амбициозный план или нет – это, в конце концов, их, британцев, дело. Важнее другое – мы можем видеть как нация, очень эффективно интегрированная в постиндустриальный мир, неплохо зарабатывающая на нематериальных активах и услугах (автор этих строк помнит шок, который испытал в начале 90-х, когда увидел в The Economist, что Соединенное Королевство экспортирует рока на большую сумму, чем изделий машиностроения) осознает, что без промышленного хребта жить нельзя. Неплохо бы усвоить это и политикам иных стран и народов!