Хрупкие отношения | Больше половины россиян никогда не пользовались интернетом | Взгляды он-лайн и офф-лайн пользователей на методы оплаты | Facebook стремительно стареет | Слово разработчикам социальных сервисов для детей | Женщины в социальных сетях | Молодежь vs Старики | Социология толпы | Молодые специалисты и новые технологии | Россияне расширяют кругозор с помощью интернета |
Заинтересовавшись прочностью такой дружбы, голландские ученые решили выяснить, какие отношения связывают людей,
сколько лет живет дружба сегодня и как часто мы меняем наш круг общения.
Исследование под руководством Джеральда Молленхорста показало, что современный человек теряет более половины своих близких приятелей и друзей каждые семь лет.
Чтобы получить подобные результаты, Молленхорст провел два масштабных опроса более тысячи человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Первое анкетирование проходило в 2002 году. Респондентам задавались вопросы об их ближайшем круге, о друзьях и хороших знакомых.
В частности, испытуемые отвечали на вопросы: С кем вы чаще всего обсуждаете ваши проблемы? К кому обратитесь за помощью? С кем видитесь чаще всего?
Где вы познакомились с вашими лучшими друзьями? Где с ними встречаетесь?
Все данные были тщательно обработаны, и на каждого респондента составлено досье, в котором ученые описали ближайший круг общения испытуемого.
Через семь лет, в текущем 2009 году, Молленхорст с коллегами вновь опросили тех же респондентов.
В ходе повторного анкетирования задавались те же вопросы для знакомства старше.
А вот ответы на них были получены совершенно иные.
Оказалось, что только 48% названных в 2002 году приятелей все еще присутствовали в списках близких людей.
И лишь 30% из «уцелевших» друзей по-прежнему занимали позицию друга, а не перекочевали в статус знакомого или приятеля.
Результаты нидерландских социологов показали важную закономерность социальных отношений.
Основополагающей характеристикой успешной дружбы XXI века является важность территориального и временного факторов.
Другими словами, частая возможность встретиться с приятелем переводит его в ранг друга,
а разные графики работы и жизнь в отдаленных районах очень скоро превращают лучшего друга детства в просто знакомого.
При этом социальный контекст был одинаково значим как при выстраивании отношений с закадычными друзьями, так и при общении со знакомыми.
Для Молленхорста и его коллег это стало неожиданностью, так как социологи полагали, что комфортные условия встреч и наличие свободного времени
гораздо важнее для слабых связей, чем для крепкой дружбы. Однако, как показало исследование, друг становится приятелем, а знакомый другом в течение года,
если с первым частота встреч резко сократилась, а со вторым, наоборот, возросла.
Исследование нидерландских ученых подтверждает тот факт, что сегодня состав социальных сетей продиктован не только личным выбором.
Выбор спутников жизни и друзей ограничен возможностью встретиться. Все большую значимость приобретает удобство обеспечения коммуникации,
при этом чем больше город, тем важнее фактор времени и места.
Другим не менее значимым критерием выбора друзей оказался фактор социального контекста.
В 60—85% случаев люди выбирают себе друзей в том сообществе, где у них уже есть приятели и знакомые.
Степень близости также зависит от среды, в которой произошло знакомство.
Например, имея нескольких хороших друзей по фитнес-клубу, человек с большим расположением и доверием отнесется к новому знакомому из того же клуба,
чем к человеку, с которым познакомился на работе.
«Мы обнаружили, что те же закономерности распространяются и на романтические отношения, — поясняет Молленхорст. —
Чем сложнее организовать встречу и чем больше объективных факторов (несовпадающие графики работы, проживание в дальнем районе) мешают коммуникации,
тем скорее общение сойдет на нет. Как показывают статистические данные, достаточно пяти—десяти отказов от встреч, чтобы отношения из статуса дружбы перешли
в статус приятельства. Второй момент — мы стали бояться знакомиться и дружить с людьми из неизвестных нам сообществ, предпочитая искать друзей и партнеров
в «проверенных» местах, где уже был положительный опыт знакомств.
Это сильно сужает круг общения и уменьшает шансы найти действительно близкого по духу человека».
Однако не все выводы ученых столь неутешительны. Несмотря на потерю 52% друзей каждые семь лет, размеры социальных сетей не уменьшаются.
То есть количество людей, с кем ведется общение на протяжении практически всей жизни, неизменно. Другое дело, что соотношение друзей и знакомых меняется.
Участники эксперимента признавались, что если раньше своими друзьями они могли назвать трех-четырех человек, то с годами считали близкими одного,
максимум двух друзей. «Общество становится все более индивидуалистичным.
Люди ограждают себя рамками микросообществ, руководствуясь удобством и обстоятельствами, — говорит Джеральд Молленхорст. —
Поэтому, к сожалению, дружба и отношения все чаще рушатся не из-за несходства характеров, а из-за элементарной нехватки времени на общение».
По материалам сайта rbcdaily.ru